logo
Свитич_ Социология журналистики

Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования

Важно помнить, что социология – это и методы, и методология исследования социальных процессов, объектов, проблем. Здесь любому журналисту, даже если он сам никогда не будет проводить социологические исследования, полезно знать особенности программирования исследования, быть знакомым с процедурами исследования. Это важно еще и потому, что процесс познания социальных явлений, процессов, которыми постоянно занят журналист, будет более глубоким, основательным и объективным, если вести его не только чисто журналистскими способами, но и применить научный подход, который существует в социологии. Особенно в этой связи полезно быть знакомым с построением программы социологического исследования.

Но, безусловно, знание структуры социологического исследования необходимо и в том случае, когда редакция заказывает социологической фирме исследование, или сама планирует изучить свою аудиторию, или журналист проводит опрос по проблеме, о которой пишет или снимает передачу.

Этапы социологического исследования включают:

1) предварительное изучение проблемы,

2) программирование,

3) составление выборки,

4) разработку инструментария исследования,

5) инструктаж участников исследования,

6) пилотирование полевых документов – пробное исследование,

7) полевое исследование,

8) кодирование информации,

9) подготовку информации к обсчету,

10) обработку информации,

11) анализ полученных данных,

12) подготовку отчета, других публикаций по исследованию, в т. ч. в прессе.

Литературы об этапах социологического исследования более чем достаточно. Об этом можно прочитать в любом учебнике по социологии. Советуем воспользоваться, прежде всего, книгой В. А. Ядова «Стратегия социологического исследования». Но здесь мы разберем подробно каждый из этих этапов применительно к социологии журналистики.