logo
Свитич_ Социология журналистики

Потребление сми. Аудиторное поведение

Под понятием «потребление СМИ», которое еще можно назвать аудиторным поведением, мы здесь будем понимать частоту чтения газет, теле- радиосмотрения, объем времени, затраченного на СМИ в целом и на отдельные издания и каналы. Кроме того, здесь учитывается реальный выбор аудиторией газет и журналов, теле- и радиопрограмм. То есть это объективные показатели интенсивности взаимодействия со СМИ и реальный выбор аудитории. Эти характеристики изучались с первых исследований аудитории. В одном из первых опросов, проведенном в 1966 г. «Читатели “Комсомольской правды” о себе и о газете» выяснилось, что в будний день на чтение газеты тратят до 15 минут 11 % опрошенных, 15–30 мин. – 35 %, от получаса до часа – 35 %, более часа 19 % и затруднились ответить 9 % опрошенных.

В начале 70-х гг. почти 24 % практически не читали газет, не слушали радио и 24 % не смотрели телевизор. В самом начале перестройки, по данным Ярославского исследования (1990–1991) уровень потребления СМИ был очень высок (табл. 14).

Таблица 14

Обеспеченность аудиовизуальными средствами и прессой жителей разного типа поселений (в % к числу опрошенных в каждой группе)

Варианты ответов

Областной город

Районный город

Село

Наличие радиоточки

90

92

85

Наличие радиоприемника

77

69

69

Наличие цветного телевизора

64

57

39

Наличие черно-белого телевизора

59

63

71

Выписывают одно издание

11

9

9

Выписывают 2–3 издания

33

33

34

Выписывают 4–9 изданий

50

52

54

Выписывают 10 и более изданий

6

6

2

Читают прессу, но не пользуются радио и/или ТВ

2

3

3

Не читают прессы, но пользуются радио и/или ТВ

4

4

7

Вообще не пользуются СМИ

0,5

0,7

1,3

Практически не слушают радио

9

9

11

Практически не смотрят ТВ

4

4

10

Не выписывают ни газет, ни журналов

8

5

8

Как видим, в определенной аудитории было меньше 1 % человек, которые вообще не пользуются СМИ, но и они, конечно, через родственников и знакомых были осведомлены о важнейших событиях, передаваемых ТВ, РВ, газетами.

Затем, в связи с подорожавшей прессой и снижением уровня доходов населения, резко сократились тиражи газет, хотя сильно увеличилось их число, и семья сейчас выписывает 1–2 издания, а то и ни оного, тогда как до перестройки и в самом ее начале каждая семья выписывала в среднем 3–4 и больше изданий. Сейчас информационная инициатива перешла к ТВ и РВ, которые для многих являются единственным источником информации.

Это отчетливо показывает репрезентативное исследование ВЦИОМ населения от 16 лет, проведенное в 1993 г.* (табл. 15).

Таблица 15

Чтение газет в России (в % к числу опрошенных)

Варианты ответов

Всего

Пол

Возраст

Образование

Город

Село

М

Ж

до 29

30–49

50 и ст.

Высш.

Средн.

Ниже ср.

Регулярно (почти каждый день) чи­тают газеты

30

33

28

19

31

37

45

33

22

32

24

Читают газеты вре­мя от времени

44

43

45

54

47

34

41

46

42

44

45

Практически не читают газет

25

23

26

26

21

28

13

20

35

23

30

Не читали и не просматривали за последние 2 ме­сяца ни одной га­зеты

12

10

14

8

10

18

04

08

20

12

14

Как видно из таблицы, к 1993 г. уже 37 % взрослого населения практически не читали газет, среди сельских жителей этот процент доходил до 44, а среди людей с невысоким уровнем образования – до 55 %.