logo
Свитич_ Социология журналистики

Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,

Стремление к самостоятельности и подражание стандартам, распространенным в кругу сверстников,

Ограниченный объем знаний,

Широкий спектр интересов и потребностей,

Стремление к самоутверждению личности,

Конкретность мышления, его несамостоятельность,

Динамичность в поведении, стремление действовать и отсюда иногда поспешность, непродуманность в действиях и выводах,

Критичность в восприятии информации вместе с уважением к авторитету, который ею (молодежью) признан,

Искренность, непримиримость в оценке, стремление к справедливости и т. д.

Как показывают социологические исследования, старшее поколение активнее в потреблении газет, чем молодое.

Что касается телепредпочтений, то чем моложе люди, тем больше пристрастие к музыкальным передачам, играм, спортивным передачам и криминальным происшествиям, а также к познавательным программам. И наоборот, чем старше, тем больше интерес к новостям, общественно-публицистическим передачам, сериалам, фильмам, телеспектаклям, беседам с людьми в прямом эфире и практическим советам по здоровью, приусадебному участку и т. п. Из музыкальных программ охотнее слушают те, которые содержат мелодии их молодости. Им нужны передачи о правовых вопросах, льготах, возможности трудоустройства в пенсионном возрасте, об отношениях между поколениями, о природе, культурных событиях.

Интересно, что если молодежь охотнее смотрит американские телесериалы, то пожилые – латиноамериканские.

Молодые не очень увлечены политикой и считают, что ее на ТВ слишком много. Однако относительно эротики думают диаметрально противоположно.

Молодые более избирательны, чем старшие, в потреблении информации РВ, пожилые же, напротив, слушают все подряд. Пожилая радиоаудитория слушает новости, радиопостановки, беседы о семье и домохозяйстве, здравоохранении, юридических вопросах.

Телепредпочтения подростковой аудитории изучали исследователи факультетов журналистики и психологии МГУ при опросе 147 московских старшеклассников (2002–2003). Рейтинг телепередач оказался следующим (в % к числу опрошенных):

Телепередачи

%

Музыкально-развлекательные

61

Художественные фильмы

56

Юмористические

55

Новости

50

Развлекательные ток-шоу (типа «Большая стирка», «Окна»)

50

Спортивные

44

Игровые

40

Сериалы

35

Мультфильмы

35

Познавательные, культурные, научно-популярные

29

Криминальные

27

Специальные передачи для подростков

20

Аналитические передачи (типа «Итоги» Е. Киселева, «Зеркало» Н. Сванидзе)

11

Серьезные ток-шоу (типа «Свобода слова», «Времена»)

10

Актуальные репортажи

8

Что же касается зрительных телеобразов, то старшеклассники предпочитают не эротические и мозаичные, клиповые (как думают журналисты), а максимально приближенные к реальности образы. Наоборот, виртуальные образы отмечались подростками в два раза реже, чем журналистами. Молодежь хотела бы видеть добрых, справедливых героев на ТВ в два раза чаще, чем полагают журналисты. Подростки хотят обсуждения реальных молодежных проблем, которые помогут им социализироваться, ищут героя, на которого могли бы походить, причем герой этот обычно ассоциируется у них со справедливостью и гуманизмом. Сказочные, мифологические образы, мультфильмы тоже хорошо принимаются молодежной аудиторией (табл. 24).