logo search
Свитич_ Социология журналистики

Методологическая часть

Постановка проблемы

Всякое исследование (не только социологическое, но и журналистское) возникает потому, что в обществе или каком-то его секторе возникла практическая (предметная) проблема, то есть какое-то жизненное противоречие между тем, что должно быть, и тем, как это есть на самом деле, которое на конкретном объекте трансформируется в социальную ситуацию. Например, сейчас можно назвать несколько острых социальных проблем: бедность, безработица, наркомания, алкоголизм, пессимизация, неуверенность в завтрашнем дне и т. п. Все эти проблемы могут быть предметом исследования.

Предварительное изучение проблемы – очень важный этап социологического и журналистского исследования. Источники могут быть самые разные: данные уже проведенных социологических исследований на эту тему, интернет-источники, пресса, научная литература, беседы с экспертами и участниками событий и т. п.

В программе описывается проблема, которую предстоит исследовать, и формулируется не только предметная, но и научная (гносеологическая, познавательная) проблема, то есть описывается, какая информация известна и какую предстоит получить в результате исследования. Научная проблема формируется как наше знание о незнании, то есть мы осознаем, чего мы не знаем в выделенной нами проблемной области. Например, нам хорошо известен факт детской беспризорности, но мы не знаем всей совокупности факторов, которые к ней приводят. Если речь идет об исследовании аудитории, то, как правило, проблемой будет несоответствие между знаниями редакции о ее составе, интересах и реальными характеристиками информационного поведения аудитории. Следовательно, научная проблема в программе исследования аудитории будет сформулирована как необходимость выяснить факторы этого несоответствия.

В исследовании «Литературной газеты» социальный заказ ее коллектива факультету журналистики МГУ, который взялся за исследование аудитории «ЛГ», был вызван тем, что редакция оказалась перед необходимостью определить стратегию своего дальнейшего развития, уточнить, на какую аудиторию ей предстоит работать и чего хочет ее целевой читатель. Это была реальная (предметная) проблема. Изучение проблемной ситуации проводилось на основе опроса сотрудников редакции методом стандартизированного интервью и обзора содержания «ЛГ» за 1972–1973 гг., а также в результате знакомства с результатами проведенного в 1968 г. изучения аудитории «ЛГ».

«ЛГ» в 70-е годы была одной из самых популярных в высокообразованной части аудитории газет. Это было связано с тем, что она интересно, проблемно, дискуссионно и широко освещала не только внутренние проблемы литературного цеха, но и самые острые социальные проблемы, которые на страницах официальных изданий либо вовсе не поднимались, либо имели узкую интерпретацию, «заданную» статусом издания как органа партийного комитета. «ЛГ» была органом непартийной писательской организации, и ей позволялось многое. Партийные органы понимали, что нужен какой-то орган для «выпускания пара» оппозиционного общественного мнения, выразителем которого была интеллигенция.

Но благодаря такой концепции «ЛГ» в число ее читателей и почитателей стали постепенно вливаться более широкие слои. Редакция не была уверена, что хочет расширения своей аудитории. Это было связано и с тем, что часть постоянных читателей начинала терять интерес к «ЛГ», потому что существовала некоторая усталость от нереализованной действенности поднимаемых в газете проблем и некоторой «искусственности» проводимых ею дискуссий.

С другой стороны, для новых читателей уровень обсуждения проблем был не вполне доступен. Короче, произошел как бы конфликт интересов и способов освещения проблем для «старой» и «новой» аудиторий «ЛГ». А редакция не могла решить, по какому пути пойти: работать для своей традиционной интеллигентной и компетентной аудитории или перейти к новой концепции и считать своей аудиторией более широкие слои населения.

Вот это реальное противоречие и стало основной проблемой для редакции. Это продиктовало и научную, исследовательскую (гносеологическую, познавательную) проблему для исследователей, которые должны были выяснить, каков реальный читатель «ЛГ», каковы его интересы и ожидания от газеты с тем, чтобы наметить оптимальную стратегию газеты на будущее.

Все это определило объект, предмет исследования, его цели и задачи.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования считается то, что содержит реальное жизненное противоречие, является основой проблемной ситуации. Обычно это реальные социальные группы, поскольку именно они, как правило, и есть носители и выразители реальных проблем.

Предметом исследования являются те характеристики, свойства объекта, которые будут изучаться в конкретном исследовании.

Например, если вы изучаете проблемы беспризорности и проводите для вашего журналистского материала опрос, то объектом исследования могут быть беспризорные дети, а предметом исследования – их состав и характеристики, в том числе их отношение к своему состоянию и причины, по которым они оказались на улице.

При изучении аудитории «ЛГ» объектом исследования была всесоюзная городская аудитория газеты, а предметом исследования – социально демографической состав аудитории, ее читательские интересы и отношение к газете.

Цели и задачи исследования

Целью исследования является получение конкретного результата, то есть планируемого итога исследования. Цель реализуется в конкретных задачах исследования.

Продолжим наш пример с беспризорниками. Целью исследования может быть изучение состава и основных характеристик беспризорников, причин, приведших детей на улицу. Конкретные задачи можно сформулировать таким образом:

1. Выяснить социально-демографические характеристики беспризорников: пол, возраст, уровень образования, место жительства, наличие жилья и пр.

2. Определить семейное положение (наличие родителей, других членов семейства), состояние здоровья родственников.

3. Исследовать основные причины беспризорничества.

4. Выяснить основные жизненные ориентации и представления о возможных путях решения проблем, в которые попали беспризорные дети.

В другом примере, приводимом ниже, основная цель – изучение аудитории «Литературной газеты» – была конкретизирована в ряде задач:

1. Определить социально-демографический состав всесоюзной городской аудитории «ЛГ», прежде всего по уровню образования.

2. Выяснить ожидания аудитории, удовлетворяемые газетой.

3. Выявить ожидания аудитории, не удовлетворяемые газетой.

4. Определить место «ЛГ» среди источников информации, которыми пользуется ее аудитория, в том числе по темам и проблемам, соответствующим разделам «ЛГ» (литература и литературоведение; литературные публикации; искусство; международная жизнь; внутренняя жизнь; зарубежная культура; юмор, сатира).

5. Выяснить отношение аудитории к следующим аспектам деятельности газеты и ее содержания: подбору авторов; характеру использования источников информации; способам подачи материалов (доступности, типам аргументов); целям и результатам выступлений.

6. Наметить пути более полного удовлетворения социально важных интересов и запросов аудитории и тем самым стабилизации ее, выявить резервы совершенствования деятельности газеты.

Методологические посылки и определение понятий

Часть программы, связанная с методологическими посылками, основами исследования бывает или развернутой, как в широких фундаментальных исследованиях, или краткой, как в прикладных – эмпирических – исследованиях. Однако, если не на уровне подробно прописанной, то хотя бы на уровне понимания и осознания методологического, социального и научного контекста, в котором предпринимается исследование, это важно не только для социолога, но и для журналиста, который берется за освещение какой-то серьезной социальной проблемы.

Когда мы приступали к исследованию аудитории «ЛГ», мы основывались на том, что это газета особого типа и ее место в системе советской прессы определяется следующими ее характеристиками.

Человековедческий подход ко всем явлениям и процессам действительности, рассмотрение любой проблемы в социально-личностном плане.

Комплексное рассмотрение проблемы во всесторонней связи одних явлений с другими.

Интерес к рассмотрению явлений и процессов в социально-историческом и прогностическом аспектах.

Обращение к проблемам, которые еще слабо отражены в сознании общественности, хотя необходимость осознания и решения их уже возникла.

Длительное и всесторонне дискуссионное рассмотрение проблем, причин, их обусловливающих.

Обсуждение проблем на достаточно высоком для неспециалиста уровне.

Поворот проблемы в сферу общественного сознания, дискуссионность, научная система аргументации.

Преемственность рассмотрения проблем, неоднократное возвращение к ним, раскрытие новых аспектов обсуждения.

Привлечение в качестве авторов крупных специалистов, признанных авторитетов в различных сферах и известных публицистов. Расчет на соответствующий заданному высокому уровню обсуждения уровень подготовки читателя, зачастую требующий специальных знаний.

По характеру преследуемых целей газета в основном стремится активизировать и формировать общественное мнение (как приоритет по отношению к принятию практических мер), ориентирует прежде всего на поиски перспективных позитивных социальных решений, а затем – на принятие отдельных административных мер, то есть газета внедряет в общественное мнение еще не осознанные аудиторией проблемы.

Определение понятий исследования – важная процедура и предполагает, что они определяются на операциональном уровне, то есть исследователи в программе должны точно представлять, что понимают под тем или иным термином и каковы так называемые эмпирические референты понятий.

Поиск эмпирических значений понятий называют эмпирической интерпретацией, а определение этих понятий через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением.

Например, кто такой «беспризорный ребенок»? Тот, у кого нет родителей, но есть крыша над головой? У кого нет жилья, хотя и есть родители (он сбежал от них, или они его выгнали, или он сам не может с ними жить, потому что они алкоголики)? У кого нет ни родителей, ни жилья? И так далее. От того, как вы определите это понятие, будет зависеть объект, предмет исследования, в особенности же выборка, то есть кого конкретно вы будете опрашивать, детей с какими характеристиками.

То же самое относительно определения понятия «аудитория». Что значит «аудитория конкретного издания», например, «ЛГ»? Те, кто выписывает газету? Но те, кто выписывает, могут ее и не читать, а выписывать для других членов семьи. Тот, кто ее читает? Но с какой степенью периодичности? Если читает раз в три месяца – будете ли вы считать такого человека читателем? Или вы остановитесь на какой-то более или менее регулярной степени контакта с газетой, например, для еженедельной «ЛГ» – не менее раза месяц? Тогда вы будете при опросе выбирать только таких людей, а с остальными интервью не проводить.

Гипотезы

Следующий этап составления программы – это формулирование гипотез исследования, то есть обоснованных предположений о структуре и характере связей между социальными явлениями, возможных путях решения проблем, результатах исследования, которые предстоит проверить. Это основной методологический инструмент, который организует весь процесс исследования. Формулирование гипотезы важно не только для социолога или сотрудника редакции, принимающего участие в социологическом исследовании, но и для журналиста, потому что всегда целесообразно перед тем как приняться за изучение какой-то важной социальной проблемы, перед выходом на место сбора информации выдвинуть несколько гипотез, иногда взаимоисключающих, чтобы проверить их. Тогда процесс изучения объекта будет целенаправленным. Хотя, естественно, ни в коем случае нельзя (как в социологическом исследовании, так и в журналистском) притягивать искусственно факты к сформулированной заранее гипотезе. Здесь мы говорим о гипотезе как рабочем инструменте, помогающем структурировать процесс исследования.

Гипотезы бывают описательные, описывающие события и процессы, и объяснительные, предполагающие выявление причин событий и ситуаций.

Гипотезой исследования о беспризорничестве может быть предположение, что основная причина этого явления – неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания др. социальные проблемы и болезни).

Гипотез может быть и бывает обычно несколько. Например, при изучении аудитории «ЛГ» было выдвинуто 13 гипотез. Среди них такие.

1. В составе аудитории «ЛГ» продолжают преобладать группы с высоким уровнем культуры из слоев технической и гуманитарной интеллигенции, хотя удельный вес групп с более низким уровнем образования несколько увеличился.

2. «ЛГ» является источником специальной информации по вопросам литературы и литературоведения для читателей, связанных с этой сферой деятельности.

3. Для массовой аудитории «ЛГ» играет роль источника дополнительной (в широком смысле слова), углубляющей информации по проблемам внутренней и международной жизни, зарубежной литературы, являясь единственным источником для нее.

4. Большинство читателей рассматривает «ЛГ» как газету, помогающую повысить компетентность по актуальным социальным проблемам, чем объясняется большая популярность материалов по проблемам внутренней жизни.

5. Характер ведения дискуссий может вызвать ряд отрицательных моментов отношения аудитории к газете:

а) читатель с высоким образовательным уровнем усматривает в ведении некоторых дискуссий нарочитое противопоставление точек зрения, которые по существу не противоположны, в просто рассматривают явления с разных сторон;

б) читатель с низким культурным уровнем не доволен чрезмерной специализированностью в рассмотрении некоторых аспектов проблем (без «выхода» на их связи с общесоциальными проблемами), сложностью языка материалов;

в) некоторые читатели как с высоким, так и с низким статусом не удовлетворены отсутствием во многих дискуссиях развернутого подытоживающего решения или сформулированного вывода, отражающего отношение редакции к проблеме.

6. Часть читателей считает недостаточной действенность критических выступлений газеты, причем с повышением стажа чтения газеты доля таких читателей увеличивается.

Здесь в основном названы описательные гипотезы, хотя пятая гипотеза может быть названа отчасти объяснительной.

На этом кончается методологическая часть программы и начинается процедурная.