Основные социологические теории сми
В последние десятилетия активно разрабатываются теории постиндустриального общества, которые тесно связываются с функционированием массовой информации.
У. Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, которые различны по уровню технологического развития:
Традиционное общество – аграрное с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, «доньютоновским» уровнем науки и техники.
Переходное общество – период создания предпосылок «сдвига» (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельскохозяйственного производства, появление новых типов предприимчивых людей, возникновение централизованного государства).
Стадия «сдвига» (take off) – период промышленной революции, ведущий к повышению доли накопления капитала, быстрому росту промышленности.
Стадия зрелости – индустриальное общество, характеризующееся бурным ростом промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20 % национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60–90 %, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости.
Эра «высокого массового потребления» – когда основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями – сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли.
Все эти идеи легли в основу концепции постиндустриального общества, которая выделяет три этапа и три типа общества:
- доиндустриальное (главные институты общества: сельскохозяйственная сфера, церковь и армия);
- индустриальное (во главе – промышленность с корпорацией и фирмой);
- постиндустриальное, информационное (в центре – интеллектуальная собственность, теоретические знания с университетом как главным местом его производства и сосредоточения).
Анализ идей названных выше авторов и других исследователей (И. Н. Курносова, А. И. Ракитова, Г. Л. Смоляна, Д. С. Черкашина, Е. П. Прохорова, В. Д. Аносова, В. Е. Лепского, А. А. Стрельцова, Е. П. Пронина, В. Н. Хургина и др.) позволяет вычленить характеристики информационного общества по нескольким основаниям: условия становления, основные характеристики информационного общества, эффекты, позитивные и негативные стороны массового информационного влияния.
К основным условиям становления информационного общества можно отнести:
- степень развитости цивилизации, ее информационной зрелости;
- увеличивающуюся центробежность и самостоятельность входящих в нее структур;
- плюрализацию социума при понимании общности цивилизационных судеб и неизбежности интеграции в единое человечество с переходом в «единое вселенство».
Эта цивилизационная потребность современного этапа развития дополняется:
- условиями экономической и технологической развитости, созданием крупных информационных ресурсов, наличием информационной индустрии, компьютерной и телекоммуникационной промышленности;
- появлением социальных, технических и правовых возможностей доступа к источникам информации разного типа и уровня, появлением глобальных информационных сетей.
Основными характеристиками информационного общества можно считать:
- формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов;
- распространение глобальных информационных сетей, доступность информации;
- возможность получать любую информацию для использования в разных сферах жизни;
- использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления;
- преобладание в числе продуктов социальной деятельности производства и распространения информации, создание и интенсивный рост информационного рынка, преобладание информационных видов труда;
- преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей;
- новые возможности для взаимодействия и выражения общественного мнения;
- формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей;
- возрастание роли телекоммуникационной, транспортной, организационной инфраструктуры;
- возможность практически полного удовлетворения информационных потребностей людей независимо от места их жительства, рода занятий и т. п.
Теории информационного общества связываются сегодня прежде всего с технологическими прорывами и глобальными сетями, информационными супермагистралями. Однако информационное общество является пока перспективой не только потому, что еще недостижима технологически информационная связь для всех, но и потому что термин «информационное общество» намного более многозначен и глубок, чем просто понятие о планете, опутанной современными средствами коммуникации. Это тип общества, в котором информация снова становится суперзначимой, возвращается к своим исходным сущностным, ценностным смыслам, снова становится креативной, созидающей, а не разрушающей силой.
Об этом очень точно и образно сказал М. Кастельс: «Обещанием информационной эпохи является освобождение беспрецедентной возможности силы разума. Я думаю – следовательно, я произвожу. Мечта Просвещения – что разум и наука решат проблемы человечества в пределах досягаемости. Однако существует экстраординарный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей социальной недоразвитостью (выделение мое – Л. С.). Наши экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях, институтах и системах представлений, которые в общем ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации»*.
В связи с проанализированными теориями информационного общества важно определить роль журналистики в эпоху глобальной информации. Она становится все более универсальной и всепроникающей, полифункциональной, супероперативной, интерактивной, саморегулируемой, синтезной и дуальной, совмещающей разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и демассовизацию, масс-бульваризацию и элитаризм и т. п.), ценностно разностильной – одним словом, синтезной. Особенно это относится к электронным средствам распространения информации, к глобальным сетям.
Широко известная работа Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона «Четыре теории прессы» (1956) характеризует основные теории СМИ – авторитарную, либертарианскую, теорию социальной ответственности и советскую тоталитарную теорию, которые можно свести к двум – тоталитарной и демократической. Приведем с небольшими изменениями таблицу, в которой авторы дают описание названных теорий** (табл. 3).
Таблица 3
Четыре теории прессы
Основные характеристики | Авторитарная теория | Либертарианская теория | Теория социальной ответственности | Советская тоталитарная теория |
Место возникновения и развития | Англия ХVI и ХVII вв.: была широко распространена; применяется до сих пор | принята в Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно | США, ХХ в. | Советский Союз (некоторые элементы практиковались нацистами и итальянцами во многих странах) |
Теоретические основы | философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих | работы Мильтона, Локка, Милля и общая теория рационализма и естественных прав | работы Хокинга, комиссии по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы средств массовой информации | Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии ХIХ в. |
Главная цель | поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство | информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство | информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликты на уровень обсуждения | способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии |
Кто имеет право использовать средства массовой информации? | всякий, кто получает королевский патент или подобное разрешение | всякий, у кого есть средства на это | всякий, кому есть что сказать | подданные и проверенные члены партии |
Кого контролируют средства массовой информации? | правительственные патенты, гильдии, лицензирование, иногда цензура | посредством «процесса возвращения к истине» на «сводном рынке идей» и в судах | общественное мнение, действия потребителей, профессиональная этика | надзор и экономические или политические действия правительства |
Что запрещено? | критика политической машины и чиновников | клевета, непристойность, неприличное поведение, антиправительственная пропаганда в военное время | серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов | критика задач партии, что не распространяется на практику партии |
Вид собственности | частная или общественная | в основном частная | частная, если только правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные интересы | общественная |
Существенные отличия от других теорий | инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего | инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества | средства информации должны стать социально ответственными, в противном случае кто-то должен заставить их быть таковыми | средства информации принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием |
Следовало бы заметить, что в оценке четвертой теории явно присутствует чрезмерная идеологическая составляющая.
Сейчас весьма популярна теория социальной ответственности (Social responsibility theory) в связи с тем, что стала осознаваться все более значительная роль СМИ на общество, хотя существуют наряду с этим и теории минимального влияния на общество – позитивистский взгляд на взаимоотношения СМИ и аудитории. Схема, приведенная выше, создана полвека назад, и хотя она сохраняет до сих пор свое значение, логично назвать более современные теории. Приведем сводку этих теорий (табл. 4), тесно связанных с сегодняшним этапом развития информационного общества*.
Таблица 4
Теории массовой коммуникации
Название теории | Основные идеи |
Теория «третьей волны»
«Third Wave» theory | Три волны цивилизации: аграрная (до ХVШ в.), индустриальная (до 1955 г.), постиндустриальная, когда ведущую роль играют средства коммуникационно-компьютерного воздействия на общество (Тоффлер О. Третья волна, 1980). |
Теория открытости и закрытости
Theory of opening and closing | Существуют закрытые и открытые замкнутые этнические или религиозные комьюнити (взаимодействующие общности). Закрытые настороженно относятся к новой информации и коммуникациям. Открытые легко воспринимают новую информацию, чреваты информационными перегрузками Идеал – сбалансированность этих процессов (Klapp M. Opening and Closing. Strategies of Information Adaptation in Society, 1978). |
Теория социальных ожиданий Theory of social expectations | Главное внимание – воспитательным функциям СМИ, процессу формирования массовой аудитории. |
Теория самовоспроизводства Theory autopoiesis | Общество – самоорганизующаяся система, подсистемы которой имеют собственные информационные связи с окружающей средой. |
Теория свободной печати Free press theory | Берет под защиту права граждан на свободу слова, гарантом которой является частная собственность на средства информации. Свое выражение получила в Первой поправке к Конституции США. |
Теория «стереотипных капсул»
Conventional capsules | Масс-медиа могут распространять стандартизированные мнимые представления о жизни и культуре, формируя из них модели поведения, ценностей, социальных возможностей. Ананбергская школа при Пенсильванском университете, созданная в 1959 г. |
Теория свертывания материалов печати, теория повестки дня Agenda-setting theory of the press | Большая часть новостей в американской печати носит запрограммированно-выборочный характер, поскольку повестка дня, то есть темы и проблемы, предлагаемые читателю, подвергаются тщательному фильтру и распределяются в соответствии со степенью значимости в СМИ. |
Теория статус-кво
Status quo theory | Примат конформистской функции СМИ, которые прививают аудитории инертное отношение к существующим в обществе порядкам. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон (Массовая коммуникация, 1966) считали, что СМИ в США выступают в роли «социального наркотика», который способствует снижению эстетических вкусов и укреплению статуса-кво. |
Теория селективной экспозиции
Selective exposure | Важен учет социально-демографических, культурных и психологических факторов влияния СМИ на аудиторию, исследование форм и результатов влияния СМИ на различные группы аудитории. (Теория сформировалась в США в 40-х гг. прошлого века). Противоположна теории «магической пули».) |
Теория обретения пользы и удовольствия Uses and gratification theory | Аудиторию не следует представлять как послушную массу безвольных потребителей любой информации, поскольку она состоит из множества индивидуумов, которые имеют свои интересы, вкусы и потому потребляет информацию в соответствии с ними. (Близка теории селективных влияний.) |
Теория магической пули Magic bullet theory | Кинематограф, СМИ имеют магическое воздействие на аудиторию. (Соотносима с теорией инъекции. США, начало ХХ в.) |
Теория инъекции Hypodermic needle theory | Утверждает прямое воздействие СМИ на аудиторию, игнорируя ее возрастные, культурные, географические и другие особенности (Опровергается современными исследователями.) |
Теория «плавильного котла» («плавильного тигля»)
Melting pot theory | Американская нация сформировалась путем переплавки в единое целое национально-культурных традиций иммигрантов, хотя в последнее время появилась теория «салатного» плюрализма этнических культур (salat bowl theory), но теория «переплавки» реализуется в моделях массовой культуры. |
Теория наименьшей неприемлемости программ
Least objectionalble program theory | Стабильность количества зрителей зависит не столько от качества телевизионных программ, сколько от инерции тяжелых зрителей, которые сидят у экранов по нескольку часов, смотрят все подряд и оказываются под влиянием основного потока «мейстриминга», их действия объясняются не интересом к содержанию передач, а инерцией настройки. |
Теория парадокса
Paradox: globalization creates localization | Глобализация порождает локализацию. (Теория помогает выявить причины углубления противоречий между тенденциями к транснационализму в развитии новейших информационных технологий и стремлением подчинить масс-медиа интересам местных общин и субкультур; исследования показывают, что чрезмерная глобализация мешает получать интересующие аудиторию сведения о своем локале). |
Теория двухступенчатости информационного потока Two step flow of communication theory | На первой ступени информация из СМИ фиксируется во мнениях компетентных уважаемых в обществе лидеров мнений, а затем на второй ступени переходит от них к другим потребителям. Авторами теории являются П. Лазарсфельд и Б. Берельсон (1940). В новейших исследованиях это получило название теории диффузии. |
Теория диффузии
Theory of diffusion | Призывает к тщательному изучению путей и форм влияния СМИ на массовую аудиторию с учетом двухступенчатости информационного потока, роли лидеров мнений и других факторов, которые могут определить специфику процессов распространения и усвоения информации в обществе. |
Теории медиаэффектов
Theories of media effects | Воздействие СМИ на все сферы личной и общественной жизни современного человечества многомерно. В дотелевизионный период и в 1930–1940 гг. основное внимание уделялось пропагандистским эффектам, позднее активизировались бихевиористские наблюдения при анализе внимания масс-медиа на индивидуальное и коллективное сознание. Признание получили принципы Ананбергской школы при Пенсильванском университете, которые были направлены против коммерциализации СМИ и против попыток придать их деятельности стихийный характер. В последнее время распространены теории коммуникации как культурной экологии. |
Теория развития, или теория для медиа-развивающихся стран
Development media theory | Необходимо обеспечить сохранение национальных культурных традиций и полную свободу выбора в сфере коммуникаций без ущемления ее в слаборазвитых странах. (Сформулирована под влиянием борьбы за Новый информационный порядок в материалах комиссии Макбрайда, отражавших специфику сложных условий для развития средств связи в странах «третьего мира», где слабо развита промышленная база, идет острая борьба между тенденциями к глобализации коммуникационных систем и задачами сохранения национальных, культурных традиций и ценностей. Эти противоречия выливаются в оппозиционное отношение к информационному империализму и допускают государственный идеологической контроль в интересах национальной суверенности культур и, соответственно, СМИ.) |
Теория коммуникаций в ХХI веке Communication Theory in the 21 Сentury | Многопрофильные исследования возможностей и последствий влияния новых коммуникационных технологий на общество, культуру и судьбы журналистики. |
Назовем родоначальников исследования массовой информации, массовой коммуникации (МК), не анализируя подробно их идеи, потому что в основном это предмет социологии массовой коммуникации. Однако здесь хотя бы бегло нужно познакомиться с этими известными социологами и их работами, которые связаны с МК*.
Харольд Амамс Иннис (1894–1952), канадский ученый, основатель Торонтской школы коммуникативных исследований. Основная работа – «Империя и коммуникация» (1959). Исследовал мировые империи и формы коммуникаций, которые в них господствовали. Сторонник технологического детерминизма,– то есть считал, что появление единого информационного пространства связано с изобретением бумаги, печати и электронных средств. Единое информационное пространство объединяется общезначимой информацией, как правило, новостями.
Чарльз Кули (1864–1929), американский социолог, социопсихолог. Один из основоположников теории малых групп в социологии. Основные труды: «Человеческая порода и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный прогресс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Рассматривал общество группы и индивида как единый живой организм, связанный с большим «Я» – социальным сознанием (социальный органицизм). В этом единстве социальное есть коммулятивный аспект целостности, индивидуальное – ее дискретный аспект. Приобщение индивидуальных ментальных процессов к «большому сознанию» есть социальный процесс, социализация индивидуального сознания. Это происходит лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы.
Выявил следующие особенности СМИ:
- выразительность (способность охватить максимально широкий круг людей и переживаний);
- устойчивость записи (победа над временем);
- скорость (победа над пространством);
- диффузность процесса, который охватывает все слои, расширяя и оживляя социальное взаимодействие;
- СМИ все больше проникают к «дальним» как к ближним, распространяя принципы добра и справедливости.
Гарольд Лассуэлл (1902–1978), американский политолог и социолог (Чикагская школа). Основные работы: «Техника пропаганды в мировой войне» (1927), «Пропаганда, коммуникация и публика» (1946), «Анализ политического поведения» (1947). Автор формулы коммуникации: «Кто передает информацию – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом». Применял функциональный подход к политике, использовал психологию в анализе политики и пропаганды, выявлял роль массовой коммуникации в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти, исследовал проблему контент-анализа массовой коммуникации. Понимал общение людей как открытый форум для взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни.
Пол Лазарсфельд (1901–1976), американский социолог-позитивист. Основные работы: «Этапы социальной психологии в мировой войне» (1950), «Народный выбор» совместно с Берельсоном и Годе (1944). Выдвинул гипотезу установления повести дня, разработанную М. де Флером, М. Макомбсом и Д. Шоу как переопределение проблем в СМИ.
Герберт Маршалл Маклуэн (1911–1980), канадский социолог и культуролог, публицист. Работа The Medium is the Massage: an Inventory of Effect (1968). Культура (по Маклуэну) есть совокупность средств общения, формирующих сознание людей, и потому смена исторических эпох связана со сменой форм общения: эпоха племенного человека – устная речь, слуховое и тактильное восприятие; типографское и индустриальное общество – общество визуального восприятия – линейная перспектива, развитие производства, рационализма, индивидуализма. Современная эпоха нового племенного человека – изменения в пользу слуха и тактильности. Электричество продолжает нервную систему, образование «глобального объятия», упраздняющего пространство и время на планете; формируется глобальная деревня. В мире разномасштабной и разноплановой электронной информации человек мыслит не линейно-последовательно, а мозаично, через интервалы, посредством резонанса – через непосредственное вовлечение в действие и шарообразность картины мира, слитность человека и общества, мифологическую цельность мышления. Снова принципом сознания становится миф как способ удержания цельности восприятия. Формируется экологическое сознание.
Из современных зарубежных исследователей в первую очередь следует упомянуть немецкого социального философа Юргена Хабермаса, представителя Франкфуртской школы критической теории, написавшего несколько работ по коммуникации: «Знание о человеческих интересах» (1968), «Коммуникация и эволюция общества» (1974), «Теория коммуникации», в 2 томах (1981), «Теория коммуникативной компетентности», в 2 томах (1984 и 1988), «Структурное преобразование публичной сферы» (1989), «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1990), «Фактичность и значимость» (1992). Ученый изучает коммуникативные процессы в обществе, их эффекты.
Широко известна работа Дениса Мак Куэйла «Введение в теорию коммуникации» (1994), где рассматриваются операционные и нормативные теории коммуникации.
Научным бестселлером стали книги Мануэля Кастельса «Информацицонная эпоха: Экономика, общество и культура» (1996, издание на русском языке в 2000), «Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе» (2003, издание на русском языке в 2004), где он исследует основные особенности и закономерности информационной эпохи, эпохи Интернета.
Следует назвать российских авторов, которые занимаются исследованием массовой коммуникации в ее связи с социологией, и назвать их книги: Конецкая В. П. «Социология коммуникавистики» (1997), Федотова Л. Н. «Социология массовой коммуникации» (2003), Шарков Ф. И., Родионов А. А. «Социология массовой коммуникации» (2003).
Имена отечественных исследователей социологии журналистики вам хорошо известны из курсов, которые вы уже прослушали, в особенности – «Введения в теорию журналистики», и трудов Е. П. Прохорова.
Но, говоря о социологических подходах к изучению функционирования массовой информации и о специфике массового сознания, следует прежде всего назвать Б. А. Грушина. Он руководил организованным им Институтом изучения общественного мнения «Комсомольской правды» (1960–1967), возглавлял Центр изучения общественного мнения Института конкретных социологических исследований Академии наук СССР (1969–1972), был одним из руководителей Всесоюзного центра изучения общественного мнения при ВЦСПС и Гоструде СССР (1988–1990), а в 1989 г. основал собственную независимую Службу изучения общественного мнения Vox Populi («Глас народа»).
Его труды – настольные книги социологов и исследователей в области журналистики: «Мнение о мире и мир мнений» (1967), «Массовое сознание» (1987), вышедшая под его редакцией книга о знаменитом Таганрогском проекте «Массовая информация в советском промышленном городе» (1980). Сейчас Б. А. Грушин работает над четырехтомником («четырехкнижием», как он сам называет этот фундаментальный труд) «Четыре жизни России». Здесь на основе более чем 250 эмпирических исследований, проведенных за последние 40 лет, предпринимается не имеющая аналогов попытка реконструировать в динамике некоторые значимые свойства менталитета российского народа. Книги посвящены эпохам Хрущева, Брежнева (в 2 томах), Горбачева и Ельцина.
Очень глубокую интерпретацию социологической информации о динамике и особенностях общественного мнения в постперестроечной России можно найти в книге другого патриарха отечественной социологии – Ю. А. Левады, долгое время бывшего директором ВЦИОМа (Всесоюзного, потом Всероссийского центра изучения общественного мнения), а теперь возглавившего выделившуюся из ВЦИОМа исследовательскую структуру «Левада-центр». Эта книга называется «От мнения к пониманию» (2000).
Социолого-теоретические проблемы журналистики разрабатывают также А. Н. Алексеев, А. И. Верховская, И. М. Дзялошинский, С. Г. Корконосенко, В. С. Коробейников, Л. Г. Свитич, Л. Н. Федотова, Б. М. Фирсов, И. Д. Фомичева, А. А. Ширяева, Т. В. Шумилина и др. Их работы вы найдете в списке библиографии. Кроме того, мы еще не раз встретимся с этими именами в книге.
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература