Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
Стремление к самостоятельности и подражание стандартам, распространенным в кругу сверстников,
Ограниченный объем знаний,
Широкий спектр интересов и потребностей,
Стремление к самоутверждению личности,
Конкретность мышления, его несамостоятельность,
Динамичность в поведении, стремление действовать и отсюда иногда поспешность, непродуманность в действиях и выводах,
Критичность в восприятии информации вместе с уважением к авторитету, который ею (молодежью) признан,
Искренность, непримиримость в оценке, стремление к справедливости и т. д.
Как показывают социологические исследования, старшее поколение активнее в потреблении газет, чем молодое.
Что касается телепредпочтений, то чем моложе люди, тем больше пристрастие к музыкальным передачам, играм, спортивным передачам и криминальным происшествиям, а также к познавательным программам. И наоборот, чем старше, тем больше интерес к новостям, общественно-публицистическим передачам, сериалам, фильмам, телеспектаклям, беседам с людьми в прямом эфире и практическим советам по здоровью, приусадебному участку и т. п. Из музыкальных программ охотнее слушают те, которые содержат мелодии их молодости. Им нужны передачи о правовых вопросах, льготах, возможности трудоустройства в пенсионном возрасте, об отношениях между поколениями, о природе, культурных событиях.
Интересно, что если молодежь охотнее смотрит американские телесериалы, то пожилые – латиноамериканские.
Молодые не очень увлечены политикой и считают, что ее на ТВ слишком много. Однако относительно эротики думают диаметрально противоположно.
Молодые более избирательны, чем старшие, в потреблении информации РВ, пожилые же, напротив, слушают все подряд. Пожилая радиоаудитория слушает новости, радиопостановки, беседы о семье и домохозяйстве, здравоохранении, юридических вопросах.
Телепредпочтения подростковой аудитории изучали исследователи факультетов журналистики и психологии МГУ при опросе 147 московских старшеклассников (2002–2003). Рейтинг телепередач оказался следующим (в % к числу опрошенных):
Телепередачи | % |
Музыкально-развлекательные | 61 |
Художественные фильмы | 56 |
Юмористические | 55 |
Новости | 50 |
Развлекательные ток-шоу (типа «Большая стирка», «Окна») | 50 |
Спортивные | 44 |
Игровые | 40 |
Сериалы | 35 |
Мультфильмы | 35 |
Познавательные, культурные, научно-популярные | 29 |
Криминальные | 27 |
Специальные передачи для подростков | 20 |
Аналитические передачи (типа «Итоги» Е. Киселева, «Зеркало» Н. Сванидзе) | 11 |
Серьезные ток-шоу (типа «Свобода слова», «Времена») | 10 |
Актуальные репортажи | 8 |
Что же касается зрительных телеобразов, то старшеклассники предпочитают не эротические и мозаичные, клиповые (как думают журналисты), а максимально приближенные к реальности образы. Наоборот, виртуальные образы отмечались подростками в два раза реже, чем журналистами. Молодежь хотела бы видеть добрых, справедливых героев на ТВ в два раза чаще, чем полагают журналисты. Подростки хотят обсуждения реальных молодежных проблем, которые помогут им социализироваться, ищут героя, на которого могли бы походить, причем герой этот обычно ассоциируется у них со справедливостью и гуманизмом. Сказочные, мифологические образы, мультфильмы тоже хорошо принимаются молодежной аудиторией (табл. 24).
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература