logo search
Свитич_ Социология журналистики

Социология журналистики как область социологии Предмет социологии

Прежде чем поговорить о социологии журналистики, мы должны вспомнить, что такое социология. Вы знакомились с этим понятием в курсе общей социологии, но в применении к нашему курсу нужно его уточнить.

Родоначальник социологии, или «позитивной философии», французский исследователь Огюст Конт (1798–1857) в своем главном труде «Курс положительной философии» призывает изучать общественные процессы не умозрительно, не абстрактно, а при помощи позитивного знания, то есть путем наблюдения, опыта.

Почему Конт выдвинул идею позитивного знания? Он считал, что существуют три стадии развития мысли, идей, познания:

- теологическое состояние, когда господствуют сверхчувственные представления, идеи, которые невозможно доказать, они недоступны исследованию.

- метафизическое состояние, когда в знании преобладают отвлеченные, абстрактные, умозрительные идеи;

- позитивное состояние, научное, объективное наблюдение, которое преобладает над воображением, и когда возможна точная оценка реальности. Особое значение при этом придается сравнительно-историческому научному методу.

Ему же принадлежат и два термина для описания структуры и развития общества, которые используются до сих пор: социальная статика – анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии, консенсуса. Он рассматривал общество как живой организм и считал, что государство, семья, религия – элементы статики; социальная динамика – позитивная теория развития общества.

Со времен Конта пытались вычленить предмет социологии и определить ее специфику, отличие от других наук, изучающих общество: политики, экономики, юриспруденции, этики и др. Один из первых российских социологов Н. И. Ка­реев в книге «Введение в изучение социологии» (СПб., 1907), анализируя идеи Конта и период становления социологии как науки, писал, что предметом социологии является общество во всех сторонах его бытия, а не узко политическое, экономическое или юридическое направление: «Дело в том, что, кроме государства, права и народного хозяйства, в жизни общества мы наблюдаем еще явления, которые не могут быть подведены ни под одну из этих трех категорий. Это явления духовной культуры общества, язык, нравы и обычаи, религиозные верования общества, его миросозерцание, его литература и искусство». И потому ее предметом должны быть «не отдельные стороны общественной жизни, а самые, так сказать, ее общие основы, и «социология должна быть общей теорией общества, т. е. исследованием тех законов, коими управляются явления общественной жизни»*.

Однако новую науку подстерегала другая опасность, о которой писал Н. И. Кареев: «Постепенное освобождение социологии от метафизики, однако, не может считаться равносильным отказу от всякого философствования при изучении общественных явлений. Среди социологов существует немало таких, которые относятся с величайшим недоверием ко всякому умозрению в этой области, полагая, что вся задача социологии в настоящее время заключается в обработке фактического материала разных категорий посредством сравнительно-исторической индукции. Некоторые из них даже утверждают, что лишь тогда можно будет создать социологические теории, когда весь мир общественных явлений будет описан указанным образом. Они забывают, что во всех областях знания рядом с исследованием фактов происходит построение теорий»**.

Таким образом, с самого зарождения социологии велись споры о характере этой науки, о ее предмете и методе. Появились разные направления (парадигмы) в социологии с разными предметами исследования, разными определениями социологии.

В Учебном социологическом словаре дается обобщенная характеристика этих разных подходов: «Так, в понимании Э. Дюркгейма социология – наука, исследующая социальные факты, оказывающие принудительное воздействие на человека. Для М. Вебера суть социологии в осмыслении субъективных значений поступков людей и классификации типов социального поведения. По П. Сорокину социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия – с другой. Феноменологи определяют социологию как науку, изучающую конструирование людьми социальных реальностей через процесс их коммуникации».

Напомним основные социологические парадигмы, то есть концепции, и их предметную область (табл.1).

Таблица 1

Основные социологические парадигмы*

Название парадигмы

Предметная область

Представители

Структурные парадигмы

Исследование общества в целом и его структуры

Функционализм

Акцент на сотрудничество и стабильность в обществе

Р. Мертон (1910–2003) – ам.

Т. Парсонс (1902–1979) – ам.

Конфликтные парадигмы:

Марксизм

Немарксистские конфликтные парадигмы

Акцент на социальную дифференциацию

Акцентирует экономические факторы в социальных конфликтах

Изучают роль многообразных фак­то­ров в конфликтах

К. Маркс (1818–1883) – нем.

Ф. Энгельс (1820–1895) – нем.

Г. Плеханов (1856–1918) – рос.

В. Ленин (1870–1924) – рос.

Л. Козер (1913) – ам.

Р. Дорендорф (1929) – нем.

Интерпретивные парадигмы

Исследования действий отдельных людей и малых групп

Парадигма социального действия

Внимание к мотивам поведения

М. Вебер (1864–1920) – нем.

Символический интеракционизм

Изучение взаимодействий людей с помощью интерпретации символов

Дж. Г. Мид (863–1931) – ам.

Феноменология

Изучение способов, с помощью которых люди классифицируют яв­ления и осмысливают окружающий мир

А. Шюц (1899–1953) – авст.

Этнометодология

Изучает, как люди придают смысл социальной жизни

Г. Гарфинкель (1917) – ам.

Интегральная социология П. Сорокина

Исследует социокультурные явления в зависимости от форм интеграции культуры

П. Сорокин (1889–1968) – рос.-ам.

Неофункционализм

Акцент на коммуникативную рационализацию жизнедеятельности людей

Ю. Хабермас (1929) – нем.

Н. Луман (1927) – нем.

Дж. Александер (1845) – ам., ввел термин

На анализе предмета социологии российско-американского исследователя П. А. Сорокина (1889–1968) следует остановиться более подробно, потому что он наиболее полно и последовательно разработал структуру социологии как науки и интегрировал крайности подходов, объединив структурные и интерпретивные парадигмы и став основателем интегральной социологии. В 1919 г. – создал первый в России факультет социологии в Петроградском университете. В США преподавал в Гарвардском университета, где был создателем факультета социологии и 12 лет – его деканом. Учениками его были Т. Парсонс, Р. Мертон, а слушателем – Дж. Кеннеди.

Социология, по Сорокину, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы. Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция – реакция).

Сорокин выделяет три основных раздела теоретической социологии:

- социальная аналитика (социальная анатомия и морфология);

- социальная механика (изучение социальных процессов);

- социальная генетика (теория эволюции общественной жизни).

Позднее он несколько расширяет структуру социологии и выделяет следующие компоненты:

Общее учение об обществе:

- определение общества,

- анализ процессов взаимодействия,

- формулирование основных социальных законов,

- история социологии и современных социологических учений.

Социальная механика:

- исследование закономерностей социальных явлений,

- формулирование статистических законов общества.

Социальная генетика:

- учение о происхождении и развитии общества, его институтов: хозяйства, языка, семьи, религии, права, искусства.

Социальная политика – практическая:

- формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, то есть социальная медицина, или учение о счастье.

Общая социология – теория о свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений.

Специальная социология – теория структуры и динамики социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях.

Со временем социологическую теорию все больше связывали с эмпирическими исследованиями, с применением вероятностных подходов на основе количественных показателей. Сегодня социологи более или менее договорились о предмете и методе социологии, но по-прежнему определения этой науки у разных исследователей разнятся.

Слово «социология» произошло от фр. sociologie, которое, в свою очередь, восходит к лат. societies, что означает «общество, общность, общее, общение, связь, союз, соучастие, сочетание, товарищество, объединение, компания».

Приведем несколько современных определений этой науки.

Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связях с общественном целым (Философская энциклопедия).

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей (Социологический словарь).

Социология (в значении, внедренном Контом) – научное и, более определенно, позитивное изучение общества. Более широкое современное определение – систематическое изучение функционирования, организации развития и типов человеческих обществ (Большой толковый социологический словарь Коллинза).

Социология – наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и неосознанных мотивов поведения (Учебный социологический словарь).

Социология – наука об общих и специфических социальных закономерностях, организации, функционировании и развитии общества, путях, формах и методах реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом (Социология / Под. ред. Э. В. Тадевосяна. – М., 1995).

Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах (Фролов С. С. Социология. – М., 1996).

Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. (Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001).

Социология – это наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука об осмысленных социальных действиях людей, их поведении в социальных процессах; это наука о взаимодействиях между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений (Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология. – Екатеринбург, 2002).

Если попытаться вычленить нечто общее в этих определениях, то получится, что основные предметы исследования – это статика и динамика.

Статика:

Социальная структура общества (общество как целостная система, социальные институты, структуры, социальные общности и группы, их строение и морфология)

Организация и самоорганизация

Социальные действия, способы их реализации

Взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношения

Общественное сознание, мотивы, мнения и оценки и т. п.

Закономерности (общие и специфические)

Социальные процессы и ситуации

Культурный и социальный контекст, условия существования

Динамика:

Становление

Функционирование

Развитие, то есть изменение во времени

Большое значение имеют методы исследования, особенно если говорить об эмпирической социологии. Речь идет о следующих особенностях социологических методов:

- научный, объективный;

- вероятностный подход, применение количественных, статических измерений;

- изучение достаточно большого количества объектов на основе репрезен­тативной выборки.

Таким образом, мы можем говорить о предмете социологии и методе изучения предмета. И, думается, о наиболее отвечающем нашим задачам определении социологии, которое дано в учебном пособии для журналистов: наука о функционировании общества и социальных общностей, социальных процессах и отношениях, социальных ситуациях, которая изучает этот предмет, рассматривая человека как представителя социальных общностей, выявляя социально-типическое, делая выводы на основе вероятностных количественных статических методов, получая обобщенные социальные факты из множества единичных путем измерения, выявляя свойства объектов в их многомерности (Журналистика и социология: Учеб. пособие / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995).