Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
Выбор изданий и теле-радиопрограмм, о чем мы говорили в предыдущем разделе,– важный показатель. Но он ничего не говорит о том, почему выбор именно таков, а мотивы могут быть разные: получаю оперативную информацию, интересно, практически полезно, расширяет кругозор, важно для работы, помогает расслабиться, отдохнуть, читаю по традиции, потому что семья давно выписывает, читают (смотрят, слушают) мои друзья и т. д.
Один из наиболее полных списков различных мотивов обнаружили эстонские социологи при опросе около тысячи молодых эстонцев при ранжировании ответов на вопрос «Почему Вы обращаетесь к теле- и радиоканалам?».
Расширить свой кругозор
Слушать музыку
Получить новости о своем городе, районе, республике
Отдыхать, развлекаться
Получать новости о зарубежных странах
Быть в курсе проблем молодежи у нас и за рубежом
Получать эстетическое наслаждение
Слушать, видеть, читать кое-что приключенческое
Получать приятный фон для своих дел
Получать новости о других республиках, о Советском Союзе
Получать материалы – повод для совместного раздумья и рассуждения
Получить практические советы
Лучше понять сущность современных событий
Слушать, смотреть, читать что-нибудь смешное
Получать оперативную информацию
Узнать, какая будет погода
Узнать оценки и мнения о различных явлениях
Получить авторитетную информацию
Узнать точное время
Быть в курсе проблем, о которых говорят в кругу моих знакомых
Избавиться от уединения, одиночества
Получить подтверждение своим мыслям
Слушать- видеть- читать кое-что критическое о разных событиях и проблемах
Чувствовать себя участником событий в мире
Получать радость от решения кроссвордов, викторин и т. п.
Получить помощь для решения проблем, возникающих в жизни
Мотивацию аудитории по отношению к разным СМИ (телевидению, радиовещанию, печати) демонстрирует исследование аудитории Ленинградской области (1985)*. Ниже представлены мотивы обращения в СМИ (табл. 19).
Таблица 19
Мотивы обращения к разным СМИ (в % к числу опрошенных)
Мотивы | Телевидение | Радио | Газеты |
Узнать новости о событиях в нашей стране | 76 | 76 | 83 |
Узнать новости о событиях за рубежом | 58 | 56 | 65 |
Отдохнуть, восстановить силы | 57 | 31 | 25 |
Узнать о каких-либо занимательных событиях или происшествиях | 46 | 37 | 45 |
Получить удовлетворение от произведений литературы, искусства | 42 | 31 | 20 |
Отвлечься от житейских забот и волнений | 26 | 13 | 11 |
Найти ответы на нравственные проблемы, которые волнуют | 24 | 21 | 24 |
Получить сведения и советы, полезные для любимых занятий во время досуга | 22 | 17 | 21 |
Повысить свой общеобразовательный уровень | 21 | 17 | 22 |
Углубить свои профессиональные знания и опыт | 16 | 12 | 16 |
Пережить острые, волнующие впечатления | 14 | 10 | 11 |
«Убить время», когда нет других занятий | 13 | 6 | 4 |
Как видим, люди хотят, прежде всего, узнать новости, отдохнуть, расширить свой кругозор и получить полезную для жизни информацию. Конечно, телевидение незаменимо для проведения досуга. Но и вообще оно наиболее полно способно удовлетворить потребности человека во всех его функциональных ожиданиях.
С тех пор структура функциональных ожиданий аудитории претерпела немного изменений. Люди довольно консервативны в своих предпочтениях относительно базовых мотивов, связанных с базовыми потребностями, и функциональных ожиданий. Конечно, это не застывшая картина: она связана и с переменами в обществе, с изменением образа жизни и культуры населения, но главным образом, пожалуй, с динамикой самих СМИ.
Правда, на уровне представлений населения о задачах местных СМИ кардинальных изменений не произошло. Соотношение их функциональных ориентаций в 2002 г. почти такое же, как и в 1960–1980 гг. Однако довольно сильно изменились ориентации руководителей органов власти и журналистов. Они стали чуть ближе к ориентациям аудитории, хотя «ножницы» до сих пор значительные и их не может не быть, потому что у властей основные задачи – организаторские и идеологические, у журналистов – информационные, а у аудитории практические. Познакомимся с сопоставительными данными, полученными Независимым институтом коммуникавистики «СМИ и органы местного самоуправления» (табл. 20).
Таблица 20
Представление населения о задачах местных СМИ в 1985 г.
Задачи СМИ | Население | Журналисты, место | Руководители местных органов власти, место | |
% | Место | |||
Давать практическую информацию, справки, советы и т. д. | 1 | 69 | 4 | 1 |
Оказывать людям помощь в конкретных ситуациях | 2 | 61 | 8 | 7 |
Информировать о происходящих событиях, рассказывать о жизни горожан | 3 | 58 | 1 | 4 |
Излагать позицию руководства населенного пункта | 4 | 54 | 6 | 10 |
Давать людям возможность высказать различные точки зрения; отражать разнообразие мнений, настроений | 5 | 53 | 2 | 3 |
Анализировать происходящие события, искать пути решения проблем | 6 | 52 | 3 | 2 |
Контролировать действия хозяйственных и политических структур | 7 | 51 | 5 | 9 |
Содействовать взаимопониманию людей, разрешать споры | 8 | 40 | 7 | 6 |
Давать возможность весело, приятно провести время | 9 | 35 | 9 | 11 |
Организовывать людей для достижения общих целей | 10 | 35 | 12 | 5 |
Формировать у людей определенные политические взгляды, побуждать к активным общественным действиям | 11 | 32 | 10 | 8 |
Критиковать действия властей, отдельных людей и групп населения | 12 | 31 | 11 | 12 |
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература