Выбор изданий
Важный показатель читательского потребления – выбор изданий, количество аудитории, которая читает ту или иную газету или журнал. В советские времена самыми читаемыми из центральных изданий были «АиФ» (который имел тираж 33 миллиона экземпляров, за что был помещен в книгу рекордов Гиннеса), «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», «Сельская жизнь», «Пионерская правда», которые имели тиражи около 10 миллионов. Большие тиражи были и у других центральных газет: «Советский спорт», «Экономическая газета», «Литературная газета», а также массовых журналов «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Здоровье», «Мурзилка» и других. После перестройки, при обнищании населения и повышении стоимости изданий, тиражи упали практически в десять раз и население, которое не всегда могло выписать даже одну газету, стало предпочитать местную: в районе – районную, в областном центре – областную. Центральные издания в провинции стали распространяться в очень небольшом количестве экземпляров. В Москве они распространялись гораздо активнее.
После начала перестройки эти приоритеты держались некоторое время, но новые массовые издания все более активно завоевывали рынок, главным образом за счет бульварных желтых изданий, удовлетворяя прежде не утоленную жажду к запретным темам, сексу, сенсациям, необычным явлениям, катастрофам и криминалу.
Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр) в мае 2004 г. по выборке, репрезентативной для всего взрослого населения России и отдельно для Москвы, был проведен опрос 2 407 россиян. Ответы сравнивались с результатами аналогичных опросов в мае 2000 и 2003 гг. (табл. 16).
Таблица 16
Ответы на вопрос: «Какие из следующих газет Вы читаете более или менее регулярно?» (в % к числу опрошенных)
Издания | Россия | Москва | |||
2000 | 2003 | 2004 | 2000 | 2003 | |
АиФ | 21 | 19 | 18 | 23 | 22 |
КП | 12 | 16 | 14 | 11 | 9 |
СПИД-ИНФО | 15 | 14 | 10 | 11 | 14 |
МК | 11 | 11 | 9 | 40 | 33 |
Жизнь | -* | 5 | 7 | - | 9 |
Совершенно секретно | 9 | 6 | 3 | 8 | 5 |
Труд | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 |
Спорт-экспресс | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 |
Известия | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 |
Российская газета | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Мегаполис | - | 2 | 1 | - | 5 |
Ведомости | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Правда | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 |
Российская газета | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 |
Московские новости | - | - | 1 | - | - |
Время новостей | - | 1 | 1 | - | 1 |
Новая газета | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Независимая газета | 1 | <1 | 1 | 5 | 2 |
Другая центральная газета | 4 | 7 | 6 | 5 | 6 |
Областная, городская, районная ежедневная газета общественно-политического содержания | 14 | 11 | 11 | 3 | 1 |
Областная, городская районная еженедельная газета общественно-политического содержания | 20 | 21 | 26 | 7 | 8 |
Другие местные газеты (развлекательные, рекламные и пр.) | 19 | 22 | 24 | 8 | 12 |
Газеты регулярно не читаю | 30 | 26 | 25 | 29 | 29 |
Тенденции отчетливы – первые места заняли массовые издания, либо откровенно желтые либо в большим оттенком желтизны, хотя некоторые из них сдают свои позиции. В Москве «МК» обогнал «АиФ». Качественные издания оказались в конце рейтингового списка. Но и процент не читающих газеты стал уменьшаться. Вспомним, что в 1994 г. было 37 % тех, кто не читал или практически не читал газет, сейчас 25 % ответили, что читают нерегулярно.
На информационном рынке возникла принципиально новая ситуация, когда издания повседневного интереса, бульварные, рекламные, спортивные издания, женские и молодежные журналы (у нас, к сожалению, практически нет молодежных газет) лидируют. Серьезная общественно-политическая пресса имеет небольшие тиражи и читается относительно небольшой частью аудитории. С одной стороны, это естественно, с другой стороны, тревожит тот факт, что массовый читатель от нее отвернулся. Тут много причин, связных с финансовыми проблемами читателей, формой подачи публикаций и т. п. Но, может быть, одна из главных – эти газеты не слышат или не хотят слушать и знать, что волнует народ, «под собою не чуют страны». Это газеты для элит, которые решают свои проблемы, главным образом связанные с борьбой за власть, распределение и перераспределение финансовых и материальных ресурсов.
В то же время динамика рейтингов показывает, что часть читателей уже отказывается от наиболее одиозных желтых изданий и начинает предпочитать просветительские журналы. Но, к сожалению, часть аудитории, особенно детской и молодежной, вкусы которой испорчены пошлой прессой, будет нелегко вернуть к полезным и познавательным изданиям.
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература