logo search
Свитич_ Социология журналистики

Интервью и анкетирование в социологии и журналистике

Опрос – это социологический метод получения информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых ответов на вопросы. Это общение, благодаря которому можно быстро получить информацию, главным образом, о мнениях и оценках опрашиваемых, и в этом он незаменим. Однако можно получить информацию и о фактах, событиях, в том числе о фактах прошлого. Это широкий метод, довольно надежный и способный решать многие задачи. Его принято использовать тогда, когда нужно получить именно мнения и оценки, изучить ориентации респондентов, в частности, аудитории.

К недостаткам метода относится то, что высока доля субъективизма, как респондента, так и интервьюера. Важно комбинировать его с другими, более объективными методами: анализом документов, наблюдением.

Метод опроса делят на две большие разновидности: анкетирование (заочный опрос с помощью анкеты) и интервьюирование (очный опрос, при помощи непосредственного общения с респондентом, включая и телефонное).

Анкетирование – письменный опрос при помощи анкеты. Способ этот достаточно оперативный и относительно дешевый, особенно если анкета прессовая или почтовая. Достоинство анкетирования – в минимальном воздействии анкетера на ответы. Недостатки в том, что могут быть пропущены ответы на часть вопросов, какие-то формулировки могут оказаться для респондентов непонятными и т. п.

По способу доставки анкеты бывают разных типов.

Раздаточная анкета разносится по респондентам (раздается группе респондентов) дома, на работе, в общественных местах, местах отдыха, в транспорте и т. п. Затем анкетер собирает розданные анкеты, заранее обусловливая время, или ждет, когда респондент в его присутствии заполнит анкету, либо сам помогает ему это сделать. В результате можно достичь почти 100 % возврата анкет и если выборка была репрезентативной, то это очень надежной способ получения информации.

При этом анкетирование может быть групповым или индивидуальным.

Почтовая анкета рассылается по почте (в том числе, по электронной). Этот способ дешевый, требует затрат только на почтовые расходы. Но следует помнить, что возврат анкет будет невелик, максимум 10–20 %. Социологи обычно стараются стимулировать более полный возврат: вкладывают конверт с обратным адресом и маркой, посылают маленькие сувениры, стараются как можно более убедительно мотивировать необходимость ответить на анкету.

Прессовая анкета печатается в СМИ (газете, журнале), бывает обнародована в передачах ТВ, РВ (когда предлагают ответить на какие-то вопросы или проголосовать за что-то). Количество возвратившихся анкет не превышает 3 % от тиража и, конечно, такой опрос не является репрезентативным. На почтовые прессовые анкеты отвечают наиболее заинтересованные в контактах с социологами или данным СМИ люди, имеющие больше свободного времени. Поэтому на анкеты часто отвечают пенсионеры.

Хотя прессовое и почтовое анкетирование заведомо не претендуют на репрезентативность, можно сформировать на основе полученных анкет группы, отражающие мнение различных слоев населения: мужчин, женщин, людей разных профессий, возраста, образования и местожительства, разных аудиторных интересов и т. п. И если мы посчитаем ответы каждой из выбранных групп, это уже даст какую-то картину мнений, например, аудитории какого-то издания. Поэтому прессовый опрос стоит использовать для разведочных целей, тем более, что он самый дешевый – ресурсы требуются только для обсчета и анализа информации.

Интернет-опрос сейчас очень популярен. Его принято использовать тогда, когда нужно получить мнения и оценки, изучить ориентации респондентов, например, аудитории. Сейчас многие издания в режиме реального времени просят читателей интернет-СМИ или версий традиционных изданий оценить публикации в конкретном номере (как это делает «МК» и другие газеты и журналы). Но иногда, как и в телеопросах, такое анкетирование является просто игрой в социологию, поскольку интернет-пользователи или телезрители могут несколько раз проголосовать за какой-нибудь ответ. Проконтролировать объективность информации здесь не представляется возможным. Хотя все-таки если число таких нарушений невелико, какую-то исходную информацию об общественном мнении таким образом можно получить.