5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
В почтовых отделениях, тоже методом жребия, в зависимости от количества опрашиваемых выбирались доставочные участки. А внутри участка опрашивались все подряд. На тот случай, если по адресу не окажется подписчиков и читателей «ЛГ», формировался запас (25–30 %). Для формирования запаса существует тоже особая методика.
Еще один пример. Предположим, что изучается отношение студенчества Москвы к телепередачам. Как формируем выборку? Мы должны в программе исследования определить свой объект. Например, это будут студенты разных типов вузов: государственных и коммерческих, гуманитарных, технических и естественных. Предположим, что нам важно знать мнение студентов разных курсов. Выборка будет зависеть от того, какое количество групп нам важно изучить. Если число групп будет очень большим (например, нас будут интересовать многопрофильные университеты, институты по разным направлениям: экономические, филологические, литературные, институты культуры, искусства, машиностроительные, текстильные и т. п.), тогда и выборка должна включать группы всех этих типов.
Допустим, таких групп наберется 20. Минимальное количество людей, которых можно считать социологической группой – не менее 25 человек. Следовательно, 20 х 25 = 500 человек.
Если нас будут интересовать не только профили вузов, но разные внутривузовские специализации, разные формы обучения (дневная, вечерняя, заочная), разных уровней обучения (бакалавр, специалист, магистр) и разных курсов, то, естественно, количество групп увеличивается, и выборка – тоже.
В данном случае выборка может быть стратифицированной, то есть во всех типах вузов мы опрашиваем по определенному количеству студентов. Если же мы распределяем выборку в зависимости от реального количества студентов в разных вузах (тогда она будет репрезентативной), то, возможно, число выборки придется увеличить, чтобы в «малонаселенных» вузах, например в художественных, набрать необходимую группу для анализа.
Но, прежде всего, нужно выбрать (путем жребия или систематического отбора) сами вузы. А потом в вузах нужно опять путем жребия или типологического отбора выбрать факультеты, затем на факультетах опросить студентов разных курсов, используя при этом систематический отбор по списочному составу внутри каждого курса.
Вы убедились, что формирование и реализация выборки – это сложное и трудоемкое дело, особенно если речь идет о репрезентативных исследованиях. Поэтому самодеятельно в таких случаях составлять выборку нецелесообразно – этим должны заниматься профессионалы. Но тогда зачем здесь так подробно рассказывается о выборке? Чтобы вы поняли, что это основа социологического исследования. Даже если у вас будет хорошая программа и прекрасные методики, вы можете потратить напрасно время и деньги, но не получить объективных данных, потому что выборка будет сделана неправильно. Знание способов формирования выборки пригодится вам и для того, чтобы профессионально сформулировать заказ социологическим службам, суметь оценить качество их работы.
Но, конечно, знания о типах выборки и способах ее формирования нужны работникам редакций и для того, чтобы провести своими силами конкретное локальное исследование. В этом случае исследование может не претендовать на репрезентативность, но даст кое-какую информацию, например необходимую вам для материала. Если вы пишете про беспризорных, а работаете в одной из региональных газет, то ваша выборка может быть сформирована случайным путем – вы поговорите с теми подростками (можно точно определить границы их возраста, например от 13 до 15 лет), которых встретите на улицах, на вокзалах, на рынках. Но в таком случае вы не будете писать в своей публикации, что это мнение беспризорников города, а назовете количество опрошенных вами подростков и скажете о том, где вы их нашли.
Если вы хотите провести более строгое исследования, нужно обратиться в социальные органы, где есть статистика и адреса таких подростков и тогда постараетесь сделать более репрезентативную выборку. Если для журналистского опроса вы можете ограничиться 20–25 человеками, то для серьезного репрезентативного исследования вам понадобится большее число опрашиваемых. Но это будет зависеть от того, какие группы вы хотите изучать. Если, например, вас интересуют разные возрастные группы (дети до 7 лет, 8–10, 11–13, 14–16 лет), вы должны набрать в каждой группе по 25–30 человек, следовательно, выборка должна быть не менее 100 человек. Если вы еще хотите посмотреть, кто они по полу, кто их родители и т. п., количество выборки увеличится, потому что увеличится количество групп, которые вы хотите исследовать. Хотя при этом надо помнить, что компьютер, посчитав группы по возрасту, снова соберет их в один массив, и разделит по признаку пола, потом и по другим характеристикам.
Общий принцип такой: чем более локально исследование и более однородна группа, тем меньше может быть выборка. Общероссийские выборки обычно строятся на 1,5–2 тысячах опрошенных. При этом оказывается, что увеличение выборки приводит к весьма незначительному уточнению результатов и потому экономически нецелесообразно.
Если же вы решились сами заняться составлением выборки (особенно это касается квотной), то нужно знать процентное соотношение различных групп населения: мужчин и женщин, людей с разным уровнем образования, рода занятий и т. п. Обычно такая статистическая информация есть в статорганах любого региона. На уровне России существуют данные переписи населения, последняя из которых состоялась в 2002 г., или специальные статистические справочники. Соответственно процентному соотношению разных групп в репрезентативном исследовании и следует формировать выборку. Если же вы предпочитаете вероятностную, то нужно обязательно проверить результаты выборки, соотнеся их со статистикой по региону.
Важно не только правильно составить выборку, но и учесть время, когда следует, например, опрашивать население, чтобы застать всю семью в сборе. Если это опрос по месту жительства, нужно правильно рассчитать время опроса. Однажды в Москве по репрезентативной выборке провели опрос населения о проблемах, которые больше всего волнуют москвичей. Но время для опроса выбрали дневное, когда дома были в основном пенсионеры. Естественно, что для них главной проблемой было медицинское обслуживание. Исследователи так и не узнали, какие проблемы реально волнуют москвичей.
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература