logo search
Свитич_ Социология журналистики

Полевое исследование

После этого участники исследования разъезжаются (расходятся) для проведения исследования, то есть идут к своим респондентам или принимаются за кодировку газет, или идут на пункт наблюдения и т. п. Здесь существует ряд сложностей, которые могут подстерегать анкетера-интервьюера.

Иногда приходится на месте осуществлять довыборку: выбирать отделение связи, доставочный участок, адреса респондентов и т. п. Обычно этим занимается прораб или руководитель группы в конкретном регионе, на конкретном объекте, но иногда это делает и интервьюер.

Когда есть реальные адреса, интервьюеры отправляются к своим респондентам. Сейчас, когда люди с большим недоверием относятся к любым посетителям, нелегко убедить их открыть дверь и поговорить с интервьюером. Тут есть разные варианты – предварительный звонок о возможности встречи, ее времени и месте. Возможно, это будет не квартира, а скамейка в парке. Можно договориться о посещении квартиры совместно с человеком, которого респондент знает и которому доверяет,– представителем ЖЭКа, например.

Но, конечно, требуется убедительность самого интервьюера, аргументированность его посылок, чтобы вызвать доверие у человека и убедить его в важности и полезности исследования. Будьте готовы к тому, что вам переназначат час встречи, если вы оставляете анкеты для самостоятельного заполнения. Знайте, что, возможно, придется еще не один раз прийти в дом, потому что к назначенному сроку анкета не будет готова. Кстати, оставлять ее больше, чем на неделю, нецелесообразно. Но в каждом конкретном случае нужно договариваться о повторном визите отдельно. Желательно перед этим еще раз перезвонить и убедиться, что анкета готова.

Главное условие опроса – анонимность – должна быть респонденту гарантирована. Хотя обычно его фамилия и адрес известны исследователям, нужно убедить опрашиваемого, что информация никуда, кроме как в руки исследователям, не попадет (и, конечно, исполнить это) и будет обрабатываться в общем массиве.

Очень важно проверить заполненную анкету при опрашиваемом и уточнить некоторые непонятные позиции, попросить заполнить оставшиеся без ответа вопросы, или с его слов записать ответы самим. При этом главная заповедь интервьюера в социологии: ни в коем случае не подсказывать ответ, не направлять размышления респондента в намеченное интервьюером русло. Информация должна быть объективной и отражать позицию респондента.

Конечно, нужно не забыть поблагодарить за участие в исследовании. Многие фирмы имеют возможность заплатить не только интервьюеру, но и респонденту, подарить какие-то полезные вещи или сувениры.