logo search
Свитич_ Социология журналистики

Типы экспериментов

По логике эксперимента:

последовательныйодна и та же группа в двух состояниях: до введения экспериментального фактора и после (например, группа зрителей смотрит передачу или фильм сначала без рекламы, потом трансляцию начинают часто перебивать рекламой и изучают реакцию аудитории);

параллельныйс контрольной группой, поведение которой сравнивается с другой группой, где проводится эксперимент, то есть меняется ситуация (одной группе передачу показывают без рекламы, другой – перемежаемую рекламой).

По активности вмешательства исследователя в ситуацию:

естественный – когда в реальной ситуации что-то резко меняется и тем самым влияет на поведение участников события (например, взрыв на улице, в метро, захват террористами заложников и т. п.);

лабораторный сконструированный исследователем (например, издание меняет заголовок, верстку, оформление и отслеживает реакцию читателей на эти изменения).

Эксперимент в социологии – это метод, в котором могут сочетаться разные методы: наблюдение, опрос, контент-анализ.

В журналистике владение способами эксперимента тоже очень важно для совершенствования работы издания, программы. Эффективность смены концепции, формата, объема, периодичности, системы рубрик, авторского состава, формы и стиля, оформления и т. п. можно проверить на аудитории. Она либо будет голосовать рублем (подпиской, покупкой и т. п.), либо может быть опрошена по поводу тех изменений, которые предлагает редакционный коллектив. В условиях лабораторного или полевого наблюдения может быть зафиксирована ее непосредственная реакция на эти изменения.

Достоинства эксперимента – его креативные возможности, способность к варьированию характеристик и глубинному изучению реакций на них.

Полевые документы, в которых фиксируется эксперимент, бывают разные: карточка наблюдения, отчет, анкета, опросный лист, аудио-, видеозапись и т. п.

Таблица 13

Сводная таблица социологических методов

Методы

Виды

Достоинства

Недостатки

Опрос:

Анкетирование

Заочный опрос респондентов при помощи анкеты

По способу распространения:

с помощью раздаточной анкеты:

  • почтовый

  • прессовый

Относительная дешевизна

Возможность у опрашиваемого самому зафиксировать свои ответы на бумаге, когда исключено вмешательство интервьюера

Невозможность проконтролировать правильность заполнения анкеты (если анкета не раздаточная)

Невозможность уточнить ответ

Интервьюирование

Очный опрос, непосредственное общение интервьюера и респондента

По характеру групп респондентов:

массовое, экспертное, индивидуальное, групповое

По способу организации интервью:

индивидуальное и групповые в т. ч. фокус-груп­па, социометрический опрос

По технике проведения:

стандартизированное (формализованное), свободное (нестандартизированное), полустандартизированное.

По особенностям интервью:

интенсивное (клиническое), глубокое, фокусированное (интервью в беседе по какой-то одной проблеме); нарративное (направляемый интервьюером рассказ, высказанный в свободной форме; ненаправленное интервью (исходят от респондента)

По содержанию беседы:

документальные, в ходе которых изучаются и уточняются факты,

интервью мнений

По способу проведения:

личные (фейс-ту-фейс – лицом к лицу) и телефонные

Возможность получить более глубокую информацию, конкретизировать и углубить ответы путем дополнительных вопросов

Возможность более продуктивно установить контакт с опрашиваемым

Более дорогой проект по сравнению с интервьюированием

Возможность субъективных искажений, влияния интервьюера на респон­дента

Анализ документов, контент-анализ Качественно-количественный анализ документов

По форме фиксации:

письменные – в форме письменного текста;

иконографические: кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, ви­део­ма­териалы;

статистические документы, в которых форма изложения в основном цифровая;

фонетические и магнитные записи, грампластин­ки;

компьютерные документы

По источнику информации:

первичные, вторичные

По характеру мотивации:

спровоцированные – целевые, по инициативе исследователя;

неспровоцированные – функционирующие естественным путем

По типу авторства:

официальные – которые создаются должностными лицами;

неофициальные документы, созданные частными лицами (письма, дневники, мемуары, заметки)

По степени персонификации:

личные – касающиеся отдельного человека (библиотечные формуляры, анкеты, рекомендательные письма, заявления);

безличные – протоколы, постановления, стенограммы, материалы прессы, архивы, документы учреждений

По сфере жизнедеятельности:

исторические, экономические, технические, статистические, правовые, педагогические, журналистские и т. п.

Возможность получить качественно-количественные характеристики текста

Объективность информации

Высокая степень точности информации

Возможность сопоставления различных документов

Возможность систематизировать несистематизированную информацию

Неизбежная потеря представления о качественной стороне текстов при обобщении информации и ее количественной обработке

Наблюдение

Непосредственное восприятие объекта

По степени активности:

активное и пассивное

По степени стандартизированности

неструктурированное, неконтролируемое структурализованное, контролируемое

По положению наблюдателя: включенное и невключенное

По условиям организации:

полевое, лабораторное

По регулярности:

случайное, систематическое

По способу наблюдения:

открытое, скрытое

Метод фиксирует объективное поведение реципиентов, а не оценки и мнения

Возможна субъективность наблюдателя

За пределами внимания исследователя остаются мотивы поведения

Эксперимент

Изучается реакция изучаемого объекта на экспериментальный фактор, т. е. варьируемую характеристику

По логике эксперимента:

последовательный, параллельный

По активности вмешательства экспериментатора в ситуацию:

естественный и лабораторный

Креативные возможности исследовать различные модели поведения в экспериментальных условиях

Порой недостаточность экспериментальных условий для выявления истинных причин, порождающих те или иные модели поведения, те или иные структуры