logo search
Свитич_ Социология журналистики

Часть 1

ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Зачем журналисту изучать социологию? Поводов, и очень важных, для изучения социологии несколько.

Во-первых, социология дает прекрасный методологический фундамент для познания процессов, происходящих в обществе, для понимания сложности и динамичности развития социума и его различных групп, помогает понять строение общества, потребности и интересы народа, отдельных общностей и групп. Это знание поможет будущему журналисту лучше разбираться в жизни и в людях, в расстановке политических сил, в социальных процессах и ситуациях, а следовательно, сделает его деятельность более профессиональной.

Во-вторых, знание этапов и процедур социологического исследования необходимо для аналитической, расследовательской деятельности.

В-третьих, знание методов социологии сослужит хорошую службу при сборе информации, в процессе журналистской работы.

В-четвертых, знание специфики социологического исследования пригодится для проведения небольших, локальных исследований при подготовке собственного журналистского материала, поможет организовать социологическую службу в редакции.

В-пятых, журналисту желательно знать основные особенности проведения социологического исследования, быть знакомым со структурой программы его проведения, знать принципы составления репрезентативной (представительной) выборки, разбираться в методах построения анкет и других документов социсследования – для того, чтобы со знанием дела заказывать исследования социологическим центрам и уметь оценивать результаты такой работы. Это поможет предотвратить контакты с непрофессионалами и недобросовестными медиаметрическими фирмами.

В-шестых, очень важно иметь сведения о составе, потребностях и интересах, мотивах информационного поведения аудитории, ее типичных группах и их специфических интересах.

И, наконец, в-седьмых, для целей саморефлексии нужно быть знакомым с социологической информацией о работе редакций, функциональных, содержательных, связанных с жанрово-стилистической спецификой, особенностях разных средств и типов информации, а также с содержанием СМИ. Это поможет лучше осознать задачи и роли журналистики и журналиста в обществе, точнее определить свое назначение в нынешнем сложном мире, найти свое место в журналистском сообществе, заняться самомаркетингом, наметить направления своей карьеры и способы повышения профессиональной подготовки.

Данный курс является продолжением общего курса социологии и предполагает изучение одной из ее отраслей – социологии журналистики, углубление знаний студентов в области теории и методов социологии применительно к деятельности журналиста и редакции.

Лекции и практические занятия по курсу ставят задачу ознакомить студентов с историей, теорией, процедурами и методами социологических исследований в области журналистики, по возможности сформировав у будущих журналистов представление о социологическом подходе к изучению социальных явлений, познакомить студентов с результатами социологических исследований в области журналистики и помочь им в практическом освоении основных методов эмпирических исследований, полезных в профессиональной деятельности, научить их пользоваться данными социологических исследований.

Практические занятия предполагают составление проекта программы, анкеты или кода для контент-анализа журналистских текстов, проведение локального учебного анкетирования или интервью (очного или телефонного), наблюдения и контент-анализа текстов с кратким отчетом по проведенному исследованию, возможно в форме журналистской публикации.