Потребление сми. Аудиторное поведение
Под понятием «потребление СМИ», которое еще можно назвать аудиторным поведением, мы здесь будем понимать частоту чтения газет, теле- радиосмотрения, объем времени, затраченного на СМИ в целом и на отдельные издания и каналы. Кроме того, здесь учитывается реальный выбор аудиторией газет и журналов, теле- и радиопрограмм. То есть это объективные показатели интенсивности взаимодействия со СМИ и реальный выбор аудитории. Эти характеристики изучались с первых исследований аудитории. В одном из первых опросов, проведенном в 1966 г. «Читатели “Комсомольской правды” о себе и о газете» выяснилось, что в будний день на чтение газеты тратят до 15 минут 11 % опрошенных, 15–30 мин. – 35 %, от получаса до часа – 35 %, более часа 19 % и затруднились ответить 9 % опрошенных.
В начале 70-х гг. почти 24 % практически не читали газет, не слушали радио и 24 % не смотрели телевизор. В самом начале перестройки, по данным Ярославского исследования (1990–1991) уровень потребления СМИ был очень высок (табл. 14).
Таблица 14
Обеспеченность аудиовизуальными средствами и прессой жителей разного типа поселений (в % к числу опрошенных в каждой группе)
Варианты ответов | Областной город | Районный город | Село |
Наличие радиоточки | 90 | 92 | 85 |
Наличие радиоприемника | 77 | 69 | 69 |
Наличие цветного телевизора | 64 | 57 | 39 |
Наличие черно-белого телевизора | 59 | 63 | 71 |
Выписывают одно издание | 11 | 9 | 9 |
Выписывают 2–3 издания | 33 | 33 | 34 |
Выписывают 4–9 изданий | 50 | 52 | 54 |
Выписывают 10 и более изданий | 6 | 6 | 2 |
Читают прессу, но не пользуются радио и/или ТВ | 2 | 3 | 3 |
Не читают прессы, но пользуются радио и/или ТВ | 4 | 4 | 7 |
Вообще не пользуются СМИ | 0,5 | 0,7 | 1,3 |
Практически не слушают радио | 9 | 9 | 11 |
Практически не смотрят ТВ | 4 | 4 | 10 |
Не выписывают ни газет, ни журналов | 8 | 5 | 8 |
Как видим, в определенной аудитории было меньше 1 % человек, которые вообще не пользуются СМИ, но и они, конечно, через родственников и знакомых были осведомлены о важнейших событиях, передаваемых ТВ, РВ, газетами.
Затем, в связи с подорожавшей прессой и снижением уровня доходов населения, резко сократились тиражи газет, хотя сильно увеличилось их число, и семья сейчас выписывает 1–2 издания, а то и ни оного, тогда как до перестройки и в самом ее начале каждая семья выписывала в среднем 3–4 и больше изданий. Сейчас информационная инициатива перешла к ТВ и РВ, которые для многих являются единственным источником информации.
Это отчетливо показывает репрезентативное исследование ВЦИОМ населения от 16 лет, проведенное в 1993 г.* (табл. 15).
Таблица 15
Чтение газет в России (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов | Всего | Пол | Возраст | Образование | Город | Село | |||||
М | Ж | до 29 | 30–49 | 50 и ст. | Высш. | Средн. | Ниже ср. | ||||
Регулярно (почти каждый день) читают газеты | 30 | 33 | 28 | 19 | 31 | 37 | 45 | 33 | 22 | 32 | 24 |
Читают газеты время от времени | 44 | 43 | 45 | 54 | 47 | 34 | 41 | 46 | 42 | 44 | 45 |
Практически не читают газет | 25 | 23 | 26 | 26 | 21 | 28 | 13 | 20 | 35 | 23 | 30 |
Не читали и не просматривали за последние 2 месяца ни одной газеты | 12 | 10 | 14 | 8 | 10 | 18 | 04 | 08 | 20 | 12 | 14 |
Как видно из таблицы, к 1993 г. уже 37 % взрослого населения практически не читали газет, среди сельских жителей этот процент доходил до 44, а среди людей с невысоким уровнем образования – до 55 %.
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература