Социологическое и журналистское наблюдение
Наблюдение отражает непосредственное восприятие объекта. Этот метод широко используется в журналистике, но, как и во всех предыдущих методах, наблюдает журналист ситуативное, конкретное, уникальное, индивидуальное. В социологии наблюдение – структурированное, формализованное, обычно проводимое на множестве объектов, хотя может быть и монографическим.
Основное достоинство наблюдения – возможность получить объективную информацию при помощи структурирования объекта исследования.
Основной недостаток – другая сторона этого достоинства: субъективность наблюдателя и влияние его на ситуацию самим своим присутствием, реакция людей на присутствие наблюдателя.
Требования к социологическому наблюдению: объективность, репрезентативность, достоверность, устойчивость полученной информации, повторяемость результатов. Важно факты наблюдения отличать от их интерпретации.
Виды наблюдений
По степени активности:
активные – когда исследователь заранее планирует наблюдение;
пассивные – когда он ограничивается ролью пассивного наблюдателя.
По степени стандартизированности:
структурированное, контролируемое – когда исследователь наблюдает ситуацию по строго разработанной программе;
неструктурированное, неконтролируемое – когда наблюдатель имеет лишь общий план.
По условиям организации:
полевое, то есть проводимое в естественных условиях, например, во время митинга;
лабораторное – специально организованное исследователем, например, наблюдение за тем, как группа зрителей смотрит телепередачу.
По степени регулярности:
случайное, одноразовое;
систематическое, проводимое регулярно.
По положению наблюдателя:
включенное, соучаствующее – когда исследователь «внедряется» в наблюдаемую ситуацию и наблюдает ее изнутри;
невключенное – простое, когда исследователь находится как бы вне ситуации, наблюдая ее со стороны.
По способу наблюдения:
открытое – когда наблюдатель не скрывает своих целей;
скрытое – когда наблюдатель скрывает, что он наблюдает ситуацию (подобно скрытой камере у журналистов).
стимулирующее, или наблюдающее, участие – ситуацию стимулировал сам исследователь. Об одном таком уникальном опыте в социологии стоит рассказать особо.
В брежневские времена, когда социология находилась под давлением партийных органов, в лениградском ИСЭП (Институте социально-экономических проблем Академии наук) работал известный социолог Андрей Николаевич Алексеев. После доноса о том, что Алексеев провел опрос своих знакомых, спрашивая: «Ожидаете ли вы перемен?» – его исключили из партии, из Советской социологической ассоциации, из Союза журналистов. Пришлось уйти из института, и он несколько лет работал слесарем-наладчиком на Ленинградском заводе полиграфических машин. Но настоящий ученый всюду остается исследователем. И Андрей Николаевич в роли рабочего-социолога стал основателем нового направления в отечественной социологии – «социологии действующего участия». Методом так называемого «включенного наблюдения», проработав на заводе 5 лет, он постоянно вел наблюдение за всеми процессами, которые происходили на заводе, изучая процесс и условия труда, взаимоотношения рабочих и начальства и т. п., то есть человека в системе производственных отношений. В результате появился двухтомник «Драматическая социология (эксперимент социолога-рабочего)» (СПб., 1997) – уникальная книга о качественном монографическом социологическом наблюдении.
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература