logo search
Свитич_ Социология журналистики

Социологическое и журналистское наблюдение

Наблюдение отражает непосредственное восприятие объекта. Этот метод широко используется в журналистике, но, как и во всех предыдущих методах, наблюдает журналист ситуативное, конкретное, уникальное, индивидуальное. В социологии наблюдение – структурированное, формализованное, обычно проводимое на множестве объектов, хотя может быть и монографическим.

Основное достоинство наблюдения – возможность получить объективную информацию при помощи структурирования объекта исследования.

Основной недостаток – другая сторона этого достоинства: субъективность наблюдателя и влияние его на ситуацию самим своим присутствием, реакция людей на присутствие наблюдателя.

Требования к социологическому наблюдению: объективность, репрезентативность, достоверность, устойчивость полученной информации, повторяемость результатов. Важно факты наблюдения отличать от их интерпретации.

Виды наблюдений

По степени активности:

активные – когда исследователь заранее планирует наблюдение;

пассивные – когда он ограничивается ролью пассивного наблюдателя.

По степени стандартизированности:

структурированное, контролируемое – когда исследователь наблюдает ситуацию по строго разработанной программе;

неструктурированное, неконтролируемое – когда наблюдатель имеет лишь общий план.

По условиям организации:

полевое, то есть проводимое в естественных условиях, например, во время митинга;

лабораторное – специально организованное исследователем, например, наблюдение за тем, как группа зрителей смотрит телепередачу.

По степени регулярности:

случайное, одноразовое;

систематическое, проводимое регулярно.

По положению наблюдателя:

включенное, соучаствующее – когда исследователь «внедряется» в наблю­даемую ситуацию и наблюдает ее изнутри;

невключенное простое, когда исследователь находится как бы вне ситуации, наблюдая ее со стороны.

По способу наблюдения:

открытое – когда наблюдатель не скрывает своих целей;

скрытое – когда наблюдатель скрывает, что он наблюдает ситуацию (по­добно скрытой камере у журналистов).

стимулирующее, или наблюдающее, участие ситуацию стимулировал сам исследователь. Об одном таком уникальном опыте в социологии стоит рассказать особо.

В брежневские времена, когда социология находилась под давлением партийных органов, в лениградском ИСЭП (Институте социально-экономических проблем Академии наук) работал известный социолог Андрей Николаевич Алексеев. После доноса о том, что Алексеев провел опрос своих знакомых, спрашивая: «Ожидаете ли вы перемен?» – его исключили из партии, из Советской социологической ассоциации, из Союза журналистов. Пришлось уйти из института, и он несколько лет работал слесарем-наладчиком на Ленинградском заводе полиграфических машин. Но настоящий ученый всюду остается исследователем. И Андрей Николаевич в роли рабочего-социолога стал основателем нового направления в отечественной социологии – «социологии действующего участия». Методом так называемого «включенного наблюдения», проработав на заводе 5 лет, он постоянно вел наблюдение за всеми процессами, которые происходили на заводе, изучая процесс и условия труда, взаимоотношения рабочих и начальства и т. п., то есть человека в системе производственных отношений. В результате появился двухтомник «Драматическая социология (эксперимент социолога-рабочего)» (СПб., 1997) – уникальная книга о качественном монографическом социологическом наблюдении.