logo search
2 семестр 4

В. Харчева

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних специальных учебных заведений

Р е ц е н з е н т ы:

Профессор З. Т. Голенкоеа (Институт социологии РАН), профессор Ф. Б. Городисский (Московский государственный университет), доцент П. В. Щепетков (Московский приборостроительный техникум)

Учебное издание

Харчева Валентина Геннадьевна

Учебник

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

Редактор Н. Г. Давыдова

Обложка Е. Молчанова, С. Носова

Компьютерная верстка П. Ю. Аборина

Оглавление

В. Харчева 1

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ 1

Оглавление 1

Предисолвие 3

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 6

1. 1. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ 6

1. 2. КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ» В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ 11

1. 3. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 15

1. 4. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИОЛОГИИ 19

1. 5. СОЦИАЛЬНЫЙ МИР, СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 22

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 25

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 25

Глава 2. ОТ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 26

2. 1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 26

2. 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 29

2. 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ КОНФУЦИАНСТВА 32

2. 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 35

2. 5. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ 44

2. 6. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XVII-XVIII ВЕКОВ 51

2. 7. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 59

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 64

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 66

Глава 3. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 67

3. 1. ОСНОВАТЕЛЬ ПОЗИТИВИЗМА ОГЮСТ КОНТ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ 67

3. 2. ПОЗИТИВИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 77

3. 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ 82

3. 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ 88

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 94

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 95

Глава 4. УРОВНИ И ПАРАДИГМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 96

4. 1. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 96

4. 2. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ФАКТА 102

4. 3. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 105

4. 4. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНЫХ ДЕФИНИЦИЙ 109

4. 5. ПАРАДИГМА ДЕТЕРМИНИЗМА 113

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 117

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 118

Глава 5. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 119

5. 1. ЛИЧНОСТЬ 119

5. 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 130

5. 3. КУЛЬТУРА 144

5. 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 156

5. 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 168

5. 6. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИНДИВИДОВ 184

5. 7. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 205

5. 8. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 214

5. 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО 232

5. 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 240

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 250

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 255

Глава 6. ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 257

6. 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 257

6. 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 263

6. 3. ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ 275

6. 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ СБОРА ИНФОРМАЦИИ 279

6. 5. ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ 282

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 285

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 287

Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования 288

ЦЕНТР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 288

Литература 296

Предисолвие

Именной указательПроисходящие в современном обществе изменения предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Практика показывает, что присущие человеку от рождения биопсихологические предпосылки освоения природного и социального мира являются лишь фундаментом становления Личности. Важную роль в формирования личности играют воспитание и образование, особенно гуманитарное. Благодаря гуманитарным знаниям и опыту человек не только осваивает и сохраняет созданные предшественниками духовные богатства социального мира, но и вырабатывает новые культурные ценности.

Видное место в ряду других наук о человеке и обществе отводится социологии – науке о социальном мире, социальных взаимодействиях личности. Какие бы сложные и высокие задачи не стояли перед человеком или группой, все они, в различной степени, упираются в характер человеческих отношений, в умение и способность людей жить вместе, разделять какие-либо общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций, которыми изобилует наш социальный мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе.

Следовательно, каждому из нас, и специалисту особенно, необходимо не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы (начиная с семьи), общно

5

сти, общества и все мировое сообщество. Социология поможет вам разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности. Она позволит также получить представление о многих других вопросах, без которых трудно понять и объяснить поведение людей в различных жизненных ситуациях.

Конечно, познать и понять окружающий нас социальный мир можно посредством жизненного опыта, но такая форма познания, во-первых, требует значительного временного периода, во-вторых, человек, особенно молодой, может совершить ряд непоправимых ошибок прежде, чем примет правильное решение. Например, попробуйте разобраться в деятельности многочисленных партий, которые созданы сегодня в России и претендуют на ваше доверие и участие. Социология поможет вам изучать жизнь, вооружившись опытом и знаниями всех предшествующих поколений, она сформирует социологическое мышление, позволяющее познать и оценить социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию. Тем более, что каждому специалисту приходится иметь дело не столько с машинами, технологиями и товарами, сколько с другими людьми и их взаимоотношениями. Конечно, социологию нельзя считать панацеей от всех жизненных проблем, но человек, разбирающийся в проблемах брачно-семейных отношений, социальных конфликтах, воспитании детей и многих других вопросах, вероятно, будет более осмысленно подходить к отношениям с коллегами по работе, друзьями и близкими, к созданию семьи.

В России и на Западе долгое время существовало ошибочное прагматическое убеждение, что социальные знания нужны лишь тем, кто будет заниматься вопросами политики, культуры, образования, воспитания, тогда как человек, связанный с материальным производством, может вполне обходиться и без них. Эту позицию еще более усугубила узкая специализация. При решении народнохозяйственных проблем ни человек как часть природы, ни сама природа часто не учитывались. Более того, и в самой политике господствовали не научные, а идеологически деформированные социальные взгляды, волевой подход. Последствия катастрофические – духовный, нравствен

6

ный и экологический кризис. Урон, нанесенный духовному развитию личности и культуре общества, трудно переоценить. Это тысячи разрушенных в угоду идеологии и политике храмов, уничтоженные леса и заповедники, тем более, что многое из утраченного невосполнимо. Вот почему какими бы узкопрофессиональными проблемами не занимался специалист, он всегда должен рассматривать их с высоты «птичьего полета», учитывать не только технические, технологические, но и социальные последствия своих решений, а для этого надо иметь социологическое мышление и знания.

Поэтому образование, включая и профессиональную подготовку, призвано стать подготовкой не узкого специалиста, a гражданина общества, способного понять, что высшая ценность социального мира – человек и все следует делать по имя его и на его благо.

Современный мир исключительно сложен. Он полон кризисов, конфликтов, противоречий, локальных войн, оказывающих драматическое воздействие на человеческие судьбы. Как этому противостоять? Каждому из нас необходимы понимание и добрая воля. Легче не допускать конфликты, чем их разрешать. Это возможно только тогда, когда мы будем способны к научному познанию окружающего социального мира, к пониманию того, что у каждого человека своя социальная реальность и с этим надо считаться, чтобы сделать свою жизнь более достойной и сохранить земной шар для потомков.

Aвтор выражает признательность Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации и Институту «Открытое общество» за поддержку, оказанную при подготовке настоящего учебника.