Социальная система и ее структура
Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое.
Такая целостность (система) при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т. е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.
Итак, существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов.
207
Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями).
Процесс исторического становления общества показывает, что индивиды осуществляли свою деятельность совместно с другими людьми для удовлетворения своих жизненно важных интересов и потребностей [5. 25]. В процессе этого взаимодействия вырабатывались определенные нормы отношений, стандарты поведения, которые в той или иной степени разделялись всеми. Это превращало групповые отношения в социальную систему, целостность, обладающую качествами, которые могут и не наблюдаться в составляющих систему социальных множествах в отдельности. Например, систему образования можно представить в виде элементов: начального, среднего и высшего образования. Для того чтобы получить среднее образование, человек должен освоить ступень начального, а чтобы получить высшее – ступень среднего, т. е. как бы соблюсти определенную иерархию освоения компонентов системы.
Значит, когда мы говорим о социальной структуре, то подразумеваем некоторый порядок внутри системы. Проблема порядка и тем самым природы интеграции стабильных социальных систем (т. е. социальной структуры) акцентирует внимание на мотивах и стандартах поведения людей. Такие стандарты являются формами базовых ценностей и составляют наиболее значимую часть культурной среды социальной системы. Отсюда следует, что целостность структуры поддерживается приверженностью людей общим ценностям, общей системой мотиваций действий, а в какой-то мере и общими чувствами. Стремление сохранить систему и определенную структуру связано, таким образом, с интересами и ожиданиями людей, возможностью человека прогнозировать удовлетворение своих различных потребностей организованным образом.
Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902-1979) в его работе «Социальная система». В ней были впервые всесторонне проанализированы различия между общественными и личностными системами, а также
208
образцами культуры. Созданная Парсонсом теория социальных систем предполагает разработку определенного понятийного аппарата, который отражает прежде всего системные характеристики общества (на различных уровнях организации), а также указывает на точки пересечения социальных и личностных систем и функционирующих образцов культуры. Чтобы отразить в понятийном аппарате системные характеристики личности, общество, культуры, Парсонс дает ряд объяснений по поводу функционального обеспечения каждого из указанных компонентов действия. Как и Дюркгейм, он считал, что интеграция внутри системы и между системами и культурными эталонами является основным фактором их выживания.
Парсонс рассматривает три рода проблем: интеграцию социальной и личностной систем, интеграцию элементов системы и интеграцию социальной системы с культурными образцами. Возможности такой интеграции связаны со следующими функциональными требованиями. Во-первых, социальная система должна иметь достаточное количество составляющих ее «актеров», т. е. действующих лиц, адекватно понуждаемых действовать в соответствии с требованиями системных ролей. Во-вторых, социальная система не должна придерживаться таких образцов культуры, которые не могут создать хотя бы минимального порядка либо предъявляют людям совершенно неисполнимые требования и тем самым порождают конфликты и аномии.
В своих дальнейших трудах Т. Парсонс разрабатывает концепцию социальной системы, центральным понятием которой является институализация, способная создать сравнительно устойчивые формы взаимодействия – социальные институты. Указанные модели регулируются нормативно и интегрируются с культурными образцами поведения. Можно сказать, что институализация образцов ценностных ориентации (а следовательно, поведения людей) составляет общий механизм интеграции (равновесия) социальных систем.
Несмотря на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированы взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систе
209
му можно проанализировать студентов вузов, неформальную группу и др.
Для целей социологического анализа необходимо знать, что любая социальная система ограничивается рамками культурных образцов я определяет систему личности, характер ее поведения.
Механизм социальной системы, стремящейся к поддержанию равновесия, т. е. к самосохранению, Т. Парсонс видит в сфере интеграции индивидуальных ценностных ориентации действующих «актеров». Это равновесие имеет не только инструментальное, но и содержательное значение для людей, так как в результате его должны достигаться цели оптимизации удовлетворения потребностей. Равновесие социальной системы обеспечивается тогда, когда индивидуальные ценностные ориентации соответствуют ожиданиям окружающих людей. Отсюда следует, что социальные отклонения в ориентациях и поведении индивидов от общепризнанных норм и образцов приводит к дисфункции, а иногда и распаду системы.
Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль различным образом (от убеждения до принуждения) ликвидирует отклонения и восстанавливает нормальное функционирование социальной системы. Однако социальное поведение людей не мононормативно. Оно предполагает некоторую свободу действий индивидов в рамках дозволенных социальных норм, тем самым способствует существованию относительно разнообразных социальных типов личности и образцов поведения.
Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя:
— институционализацию,
— межличностные санкции и воздействия,
— ритуальные действия,
— структуры, обеспечивающие сохранение ценностей,
210
— институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения.
Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также «идеи», опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная структура является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений.
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?