logo
2 семестр 4

Основные понятия

АНКЕТНЫЙ ОПРОС – один на основных методов опроса, применяемый в социологических исследованиях.

ВЕРИФИКАЦИЯ – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем их сопоставления с наблюдаемыми объектами.

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – часть, элементов генеральной совокупности, отобранная при помощи специальных методов для эмпирического исследования.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – множество элементов, имеющих какуюлибо общую (или общие) четко определенную (или определенные) характеристику, указывающую на принадлежность к данной системе.

ГИПОТЕЗА – предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.

ДЕДУКЦИЯ – вывод по правилам логики; цепь умозаключений, рассуждений, звенья которой взаимосвязаны отношением логического следования. Начальными посылками дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений. Поэтому дедуктивный анализ – переход от общих посылок к частным, более конкретным.

ИЗМЕРЕНИЕ – процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в некотором масштабе или шкале.

ИНДИКАТОР – доступная для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта.

ИНДУКЦИЯ – переход от умозаключения па основе фактов к общему утверждению – гипотезе, теории, т. е. от конкретного к абстрактному.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ – истолкование, уточнение сущности и смысла понятий.

КВАНТИФИКАЦИЯ – совокупность методов и свойств количественного описания объекта анализа при помощи признаков (переменных, показателей, индикаторов), характеризующих степень устойчивости указанных свойств.

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ – выработка системы понятий и построение теоретической модели изучаемого объекта и предмета исследования.

КОНЦЕПЦИЯ – понимание, трактовка каких-либо явлений, цроцессов.

287

МЕТОД – способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования.

МЕТОДИКА – совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации.

МЕТОДОЛОГИЯ – совокупность процессов выработки социологами абстрактного образа изучаемой проблемной ситуации.

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – область социальной реальности, па которую направлен познавательный интерес исследователя.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ – совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в копкретпо-социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы (индикаторы), способные в совокупности описать их содержание.

ПОКАЗАТЕЛЬ – доступная наблюдению и намерению характеристика изучаемого объекта, например поведение, мнения, взгляды, оценки и т. д. опрашиваемых.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения поставленной проблемы.

ПРЕСТИЖ – уважение, которым пользуется кто-либо и обществе, коллективе, группе и т. д.

ПРИЗНАК – характеристика (или свойство) предмета анализа, которая может быть подвергнута наблюдению и измерению.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – противоречие, возникающее в социальной реальности, требующее научного осмысления для принятия действенных мер по его разрешению.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – документ, содержащий методологические и методико-технические предпосылки научного поиска ответом на вопрос, поставленный и социологическом исследовании.

РАНГ – порядковое положение на шкале измерений, которому присвоен конкретный номер.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ – свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – научный процесс выработки новых социологических знаний на основе теоретических или эмпирических данных, один из видов познавательной деятельности социолога. Наиболее рас

288

пространенная классификация исследований: фундаментальные, прикладные, количественные, качественные, уникальные, комплексные.

СТАТУС – правовое, социальное положение субъекта и обществе, общности, социальной группе.

СТРАТА – слой в социальной структуре общества.

ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность специальных приемов, конкретных познавательных операций, представляющих тот или иной метод сбора социологической информации. Техника включает в себя и обработку, и анализ информации (например, изучение общественного мнения с помощью анкетного опроса).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – конкретный результат, который намерен получить социолог по завершении работы. Задачи исследования – круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный (целевой) вопрос исследования.