Действующие силы социальных изменений
Что такое «действующие силы» и какова их роль в социальных изменениях? Проанализируем это на конкретном примере. В процессе исторического развития бывшего СССР стали накапливаться серьезные социально-экономические проблемы: снижение уровня производительности труда, рост инфляции, неконкурентоспособность продукции на мировом рынке, недовольство интеллигенции политикой КПСС в отношении прав и свобод граждан и многое другое. В обществе сформировались как бы две действующих силы: те, кто был за радикальные перемены (назовем их демократами), и те, кто был против радикальных перемен (назовем их партократами).
Первые могут быть представлены как движущие силы, т. е. силы, способствующие переменам, заинтересованные в них; вторые могут быть названы сдерживающими силами, т. е. силами, тормозящими социальные изменения. Пока эти две силы (или несколько сил) находятся в равновесии, никаких изменений в системе не произойдет. Для того чтобы изменения начались, надо увеличить энергию движущих сил и ослабить силы сдерживания. Итак, мы видим, что одно из основных понятий теории социальных изменений – это понятие «действующие силы».
В ряду действующих сил могут выступать не только люди, но и явления, процессы и т. д. Например, процесс пауперизации (обнищания) масс может быть сдерживающей силой, а рост обеспеченности – движущей, стимулирующей переход к рыночным отношениям.
В качестве основной движущей силы выступают естественные желания, потребности человечества и каждого отдельного человека в самосохранении, воспроизводстве жизни, потребности в пище, одежде и т. д. Только на основе их удовлетворения формируются более сложные моральные, эстетические, интеллектуальные потребности, стремление к самовыражению. Реализация этих потребностей стимулирует творческую активность индивида, повышает уровень его духовного развития. А так как общество состоит из отдельных индивидов, то развитие каждого есть путь общественного развития целостной системы. Не случайно Уорд считал, что поддерживать оп
246
ределенный уровень прогресса возможно только через всеобщее образование, реформы, которые должны привести и к социальному равенству. Таким образом, его концепция социальных изменений подводила базу под политику социального реформаторства. Значительную роль в этой политике должна была сыграть социальная наука. Идеи Л. Ф. Уорда получили дальнейшее развитие в трудах Ф. Гиддингса, а также Л. Гумпловича и А. Смолла.
Новым шагом в развитии теории социальных изменений была концепция социального конфликта как основы социальной эволюции, хотя признание конфликта (вплоть до войны) решающим факторам социальных изменений мы находим как у К. Маркса, Г. Спенсера, М. Вебера, так и у Л. Гумпловича, Л. фон Визе, Ф. Тенниса и многих других ученых.
Вместе с тем конфликт как форма разрешения противоречий (социальных проблем), по мнению Р. Парка, является лишь одним из типов социальных взаимодействий, к которым относятся также ассоциация и соревнование.
Социальные взаимодействия превращаются в социальный конфликт лишь тогда, когда ситуация осознается субъектом (сообществом) как непреодолимое противоречие для реализации своих жизненно важных интересов, у него возникает необходимость социальной борьбы за существование.
Однако не все ученые дают конфликтам однозначно отрицательную оценку. В частности, Р. Парк утверждает, что часто социальные конфликты благодаря взаимодействию и ассимиляции приводят субъектов отношений к прочным взаимным контактам и сотрудничеству и способствуют лучшему взаимопониманию и адаптации друг к другу.
Таким образом, «действующие силы» социальных изменений могут вступать в различные взаимосвязи, что стимулирует разрешение (тем или иным образом) возникающих противоречий, обязательно приводит к формированию новых социальных структур и нового типа взаимодействий.
Популярность парадигмы конфликта как основы социальных изменений была столь велика, что с 1950 года конфликтология становится самостоятельным направлением социологии. Этому служили установки ряда крупных ученых, имеющих мировой авторитет, – Г. Спенсера, Р. Парка и др.
247
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?