logo
2 семестр 4

6. 3. Измерение в социологии

Так как социология научает массовые явления, процессы, факты, то необходимо ввести какие-либо показатели (количественные и качественные), которые дают представления об изучаемых явлениях. Например, мы говорим, что за последнюю половину года общественное мнение существенно изменило свое отношение к правящей власти. Возникают вопросы: каким было это мнение раньше и насколько оно изменилось сейчас? Для того чтобы сказать насколько, мы должны оперировать какими-то показателями. Именно с поиска этих показателей (качественных или количественных признаков) начинается процедура измерения.

Так что же такое измерение? «Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале» [6. 1]. Измерением называют также «поиск упорядоченной классификации». Измерять можно любые свойства объекта: возраст, заработок, уровень образования, отношение к чему-либо. Когда имеется в виду использование чисел, мы применяем термин «квантификация», фактически это понятие имеет то же значение, что и измерение.

Установить эталон измерения количественных показателей не вызывает особых трудностей, так как заработок исчисляется в рублях, число лет – в годах. Качественные характеристики (такие, как «отношения») не имеют столь четких эталонов, поэтому их приходиться создавать социологу в соответствии с природой изучаемого явления.

Как найти такой эталон измерения? Анализируя проблемы социальной стратификации, мы предполагаем, что существует некоторая социальная лестница, на которой располагаются различные группы людей. Одни стоят выше, другие ниже. Возникает вопрос: что подразумевается под понятиями «выше» и «ниже»? Если проанализировать основания стратификации, предложенные М. Вебером, то, безусловно, к проблеме стратификации имеют отношение доходы человека. Однако кроме доходов существуют такие понятия, как престиж и власть. И вот при измерении уровня престижа, т. е. выяв

277

лении эталона качественной характеристики стратификации, возникают трудности.

Нахождение эталона измерения осуществляется в четыре стадии. Первый стадия – качественная классификация объекта. Сложность классификации уровня престижа заключается в том, что мы должны отнести человека к тому или иному уровню социального класса. Из чего исходить – из сословий (аристократия – народ) или из уровня дохода (богатые – бедные) ? Единого ответа на этот вопрос быть не может. Все зависит от конкретной проблемы, которая решается в данном исследовании. Можно положить в основу классификации два показателя – престиж и богатство, и тогда условно говоря обедневший дворянин и богатый нувориш окажутся на одном уровне, а выше их будет находиться богатый дворянин.

Если целью исследования окажется проблема «расхождения статусов», то, возможно, нам понадобится знать и другие характеристики людей, по которым они различаются. Например, характер проведения досуга, ценностные ориентации и т. д. Так, люди с большим расхождением социальных статусов будут, вероятно, существенно различаться и по характеру проведения досуга, и по структуре ценностных ориентации.

Вторая стадия позволяет социологу установить континуум, т. е. протяженность (прерывную или непрерывную) выделенных в качественном анализе свойств. Для этого имеется много способов, но особого внимания заслуживают два. В первом случае используются оценки, определяемые экспертами, т. е. людьми, с мнением которых считаются. Если определить престиж как чувство уважения и зависти, которое испытывают другие по отношению к данному субъекту, то по изучению мнения большинства можно установить наиболее ценные показатели престижности.

Например, экспертам предложено 30 профессий, которые надо было проранжировать по уровню престижности. На шкале измерений престижа (рис. 4) высокий уровень привлекательности профессий обозначим цифрой 1; низкий уровень привлекательности – любым нечетным числом, например 15. При этом от 0 до 1 идут (по возрастающей) положи

278

В результате оценок экспертов выявляются профессии, занимающие разные места на шкале намерений. По рангам профессий, данным экспертами, мы можем «развести» людей, имеющих престижные и непрестижные профессии. Так как в опросном листе экспертов представлено 30 профессий, а часть из них может получить одинаковый ранг, то указанная шкала достаточна для проводимых измерений. В зависимости от концепции исследования могут быть выделены и другие показатели, например престижные и непрестижные формы проведения досуга.

На третьей стадии устанавливаются эмпирические индикаторы или внешние признаки тех свойств, которые поддаются распределению на континууме. С помощью индикатора – внешне хорошо различимого показателя или признака изучаемого объекта – выявляется его наличие или отсутствие у изучаемой группы лиц. В рассмотренном выше примере ранжирования профессий по социальному престижу таким индикатором можно считать ряд профессий, которые занимают в ответах экспертов первый ранг (первое место по престижу). Это могут быть профессии юриста, брокера, менеджера. Таким образом, эти три профессии мы помечаем рангом 1. Этот ранг показывает, что данные профессии доминируют в социальных представлениях экспертов как наиболее престижные. Соответственно профессии, имеющие последние ранги, будут определяться как менее престижные или не престижные.

На четвертой стадии социолог уясняет для себя, все ли единицы измеряемого объекта укладываются в ранжированный (по тем или иным основаниям) ряд.

Подобная экспертная оценка престижности может быть использована и в изучении стратификационного уровня доходов. Например, мы смогли бы опросить экспертов, какой уровень дохода является более престижным и какой менее престижным.

279

Применение экспертных оценок для разработки системы индикаторов иногда оказывается затруднительным, например при изучении сложных социальных объектов. В таком случае используют индикаторы, которые затем комбинируются в шкалы. Шкалы признаков, вероятно, самый распространенный инструмент в социологии, поэтому они заслуживают особого внимания.

Классификация по признакам имеет по сравнению с измерениями в физических науках два недостатка: нет естественной нулевой точки и отсутствует мера дистанции между рангами (например, насколько одно общественное мнение отличается от другого). Значительная часть шкал, применяемых в социологических исследованиях, особенно измеряющих установки и мнения, базируется на прямых вопросах, задаваемых лицам, которых мы изучаем.

Может оказаться, что опрашиваемые знают, что нас интересует, и отвечают так, как им выгодно в тех или иных обстоятельствах. Чтобы этого избежать, социолог должен разработать специальную технику опроса. Например, можно использовать типичный проекционный тест в виде рисунков различных ситуаций, которые будут интерпретироваться людьми в зависимости от их собственных установок. Интерпретации, полученные от опрошенных, используются для уточнения взглядов людей на анализируемый вопрос.

Применяемые в социологии методы (опросы, наблюдения, социальные эксперименты, контент-анализ, социометрия) используются и другими науками. Например, опрос применяют юристы, врачи, изучая развитие болезни человека, следователи, опрашивая преступника и т. д. Таким образом, количественные и качественные методы помогают преодолеть барьеры между различными науками: гуманитарными, техническими и естественными.

Вместе с тем разнообразие методик не снимает основную проблему измерений в социологии: качество техники сбора материала и репрезентативность (представительность) получаемой информации. Здесь социологам предстоит сделать еще очень много.

Имеется немало противников социологических методов сбора информации. В частности, противники опроса высказывают недоверие к утверждениям социологов, будто по высказываниям небольшого числа опрошенных можно с уверенностью судить о

280

мнении всего населения. Оппоненты сторонников квантификации утверждают также, что социальные явления очень мобильны и неуловимы, что их невозможно «определить» в цифрах. Однако, опираясь на законы статистики, социологи подтвердили эту возможность [6. 3].