logo
2 семестр 4

5. 10. Социальные изменения

Несмотря на широкое использование этого понятия в социальной практике в научный обиход оно было введено сравнительно недавно. Термин «социальные изменения» в основном использовался при освещении проблем культуры, социализации, социальных групп и общностей, повторяющихся социальных явлений. Такой подход к социальным изменениям представлен в работах М. Вебера, П. Сорокина, Г. Тарда, Л. фон Визе, Ч. Х. Кули, Р. Парка и др.

Что же такое социальные изменения? Представим себе, что старое рутинное производство мы решили оборудовать новой техникой, ввести новые технологии. Вполне понятно, что такие технико-технологические перемены должны сопровождаться переучиванием кадров, которые будут обслуживать новые станки и механизмы, изменением культуры производства и культуры отношений, что повлечет изменение ценностных ориентации и установок людей, работающих в новых более комфортабельных условиях. Таким образом, технологические нововведения изменят социальные отношения, а следовательно, социальную структуру производства. Это можно рассматривать как социальные изменения.

Итак, социальные изменения – это важнейшие изменения социальных структур (моделей социального действия и социальной интеракции), включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Данное определение можно признать чрезвычайно широким, так как оно включает в себя социальные изменения, от

242

носящиеся к человеческому поведению, культуре и социально-значимым символам человеческой деятельности.

С точки зрения П. Сорокина, социальные изменения – это процессы, повторяющиеся во времени, в пространстве или во времени и в пространстве одновременно, а не просто линейные тенденции развития.

Практически все ученые в XIX веке так или иначе связывали социальные изменения с понятием социальных процессов, которые затрагивают структуру социальной системы и ее элементы, т. е. социальные общности, группы и т. д. В результате действия различных движущих сил, которые могут быть представлены как субъектами исторической практики, так и процессами и явлениями, структура организации (от группы до общества) преобразуется, возникают ее новые социальные характеристики и новые социальные взаимодействия. Итак, процессы могут происходить в любых сферах общества: экономической, политической, нравственной и т. д., а их результатами являются новые социальные структуры, системы, явления и феномены.

Процессы социальных изменений можно анализировать на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Теория социальных изменений служит для объяснения таких процессов, как образование и распад социальных систем, организаций, социальных институтов, общностей, которые создаются людьми при организации общественной жизни. В рамках этой теории изучаются структуры и ситуации, с которыми связаны социальные ценности индивидов, нормативные отношения, социальные взаимодействия (солидарность, конфликты, войны) и т. д.

В определенной степени предпосылкой развития теории социальных изменений служили концепции социальной эволюции О. Конта и Г. Спенсера. И тот и другой, несмотря на значительные различия в методе разработки концепции, придерживались одной парадигмы – понимания социального изменения как естественной эволюции общества, т. е. отождествляли понятие социальных изменений с понятием социального развития и социального процесса. При этом О. Конт дал общие представления о процессах такой эволюции, а Г. Спенсер создал теорию эволюции, в том числе отдельных социальных институтов.

243

Общая идея, объединяющая ученых, – трансформация (изменения) форм жизни человека и человечества в процессе исторического развития. Отсюда вывод, что изменения являются единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий и т. д.

Признавая сравнительный метод единственно пригодным для социологии, О. Конт считал необходимым дополнить его историческим методом. Основанием такого подхода Конта было особое понимание социологических законов. Последние, по его мнению, должны были отражать, главным образом, не отношения причинности, а то направление, в котором вообще движется человеческая эволюция. Значит, они не могут быть открыты при помощи сравнений, так как для того, чтобы иметь возможность сравнивать разные формы, принимаемые социальными явлениями у разных народов, нужно выделить их из прошлого и настоящего. Если же попытаться провести такой анализ, то окажется невозможным определить направление развития человечества.

Для того чтобы определить направление развития человечества, надо начать не с анализа, а с широкого синтеза: сблизить и соединить в одной и той же конструкции преемственные стадии развития человечества так, чтобы заметить «постоянное развитие каждого физического, интеллектуального, морального и политического состояния». Такое основание метода называется О. Контом историческим.

Следующим важным выводом, который делают О. Конт и Г. Спенсер, является констатация факта, что все общество развивается от простого к сложному. Общая форма изменения – от военного к промышленному типу общественных отношений.

И, наконец, третий вывод: прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, а значит, изменений.

Любые изменения требуют от человека приспособлений, а потому воспринимаются как проблемы. В общественной жизни (и в процессе исторического развития, и в жизнедеятельности каждого отдельного человека) встречается большое число таких проблем, трудностей, которые надо пре

244

одолевать. И коль скоро эти проблемы стоят перед людьми, то их можно рассматривать как социальные независимо от того, является ли «носителем» проблемы общество, общности или отдельный человек.

Возникает вопрос: присущи ли социальные проблемы естественному общественному развитию или их можно избежать?

Если процесс развития общества рассматривать как естественный, то возникающие в этом процессе социальные проблемы в известной степени также естественны и даже закономерны. Достаточно сказать, что любая форма общественноисторического развития, достигнув своего апогея, сталкивается с различного рода ограничениями своего дальнейшего совершенствования и существования. Особенно это характерно для тоталитарных, замкнутых систем (пример этому – распад СССР). По мнению О. Конта, именно эти ограничения порождают социальные проблемы. Если, например, гомеостаз (социальный покой, равновесие) в системе создается и поддерживается какой-либо силой, в частности социальным контролем, то его отсутствие или ослабление оборачивается для общности социальной проблемой.

Наиболее ярким последователем Конта и Спенсера в разработке теории социальных изменений был американский социолог Л. Ф. Уорд. Он наполнил концепцию эволюционизма гуманистическим содержанием, полагая, что в основу теории должны быть положены принципы не «биологии», а «психологии», так как речь идет о социальных изменениях, а значит, о живых и мыслящих системах, какими являются люди. От природных процессов общественная жизнь отличается тем, что она регулируется волей человека, а потому целенаправленна и творчески активна. Таким образом, естественное развитие становится в зависимость от человеческой воли и разума. Происходящая в природе стихийная (слепая) эволюция в обществе сменяется «телезисом», т. е. формируется на основе осознанного стремления индивидов к прогрессу. Значит, индивидов и их интересы можно рассматривать как «действующие силы» социальных изменений.

Но зададим себе вопрос: всегда ли изменения прогрессивны, а если нет, то что влияет на характер изменения?

245