Граница системы и ее внешняя среда
При анализе социальных систем (или подсистем), структурными элементами которых являются социальные множества (индивиды, группы, общности, классы, нации), мы предполагаем, что некоторые из перечисленных выше субъектов входят в данную систему, а некоторые – не входят. Следовательно, подразумевается граница, включающая в себя определенные компоненты системы. Например, систему «общество» можно представить как группы общностей (рис. 2).
Рис. 2. Система «общество»
Выявление границы социальной системы является очень важным для исследователя, так как он должен четко представлять себе компоненты, подлежащие изучению, уточнять их достаточность (или недостаточность), описывать структуру внутри системы. Границы системы определяются целями, задачами и гипотезами исследователя, т. е. в конечном счете они зависят от того, какая социальная система рассматривается в данном конкретном случае.
211
Можно успешно анализировать социальные структуры в таких понятиях, как политика, религия. Определяя каждое из этих понятий таким образом, чтобы различать их границы в данном историческом обществе, можно задать вопрос: как каждое из них относится к другим, короче говоря, как они складываются в социальную структуру? Ответы удобно выразить в ряде «рабочих моделей», которые при анализе конкретных обществ в специфические периоды обычно дают возможность лучше понять определяющие их связи.
По мнению американского социолога Ч. Миллса (19161962), конкретную модель можно определить при помощи структурного принципа, который действует в каждом институциональном порядке. Например, в тоталитарном государстве партия есть средство, с помощью которого высшие представители господствующих сфер координируют деятельность всех общественных институтов. Это средство становится «всеобъемлющей рамкой», которая навязывает цели институтам других социальных сфер вместо того, чтобы просто гарантировать законное управление. Партия расширяется, образуя повсюду «вспомогательные организации». Она либо поглощает все другие виды организаций, либо проникает в них и изнутри подчиняет всю систему контролю, включая и семью [5. 26].
Компоненты системы тесно связаны со способом ее выделения. Если мы проводим границу, то предполагаем, что социальная реальность, находящаяся за этой границей и не вошедшая в эту систему, будет являться ее внешней средой (окружением).
Вполне понятно, что построенная модель системы, во-первых, выделяет не все возможные, а лишь необходимые нам связи; во-вторых, абстракция всегда беднее реальности и, втретьих, наша подразумеваемая граница на самом деле «прозрачна», а окружение системы находится с ее подсистемам в различного рода связях. В этом окружении могут оказаться и общности, и группы, и индивиды, и социальные институты, которые будут связаны с системой и ее компонентами различными типами связей, как непосредственных, так и опосредованных. Отсюда следует, что все находящееся за пределами очерченной нами системы прямо или косвенно влияет на то, что делает сама система.
212
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?