logo
2 семестр 4

Социальные институты

Если люди для реализации своих потребностей вступают в общественные отношения, то можно утверждать, что они заинтересованы, чтобы эти отношения были прочными и длительными, т. е. сохраняли целостность системы. Для обеспечения такой целостности, в которой заинтересована общность, люди создают систему учреждений, закрепляющих нормативное регулирование отношений и контролирующих поведение своих членов.

Следовательно, социальные институты способствуют закреплению я воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений.

191

Существуют различные концепции социальных институтов. В частности, А. Миллер (1914-1973) классифицирует понятие «социальный институт» по четырем основаниям.

1. Социальный институт представляет собой группу лиц, выполняющих определенные, важные для общего дела социальные функции. Это положение в системе социальных институтов подчеркивается и М. Вебером.

2. Термин «институт» используется для обозначения конкретных организационных форм комплексов функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы.

3. Термин «институт» служит обозначением учреждений и средств деятельности, позволяющих индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности (группы).

4. Иногда термином «институт» именуют социальные роли, особенно важные для группы или общности (институт материнства).

В основе концепции социальных институтов американского социолога и экономиста Т. Веблена (1857-1929) лежит функциональных подход. Он выделяет следующие, наиболее важные для общества функции:

функцию воспроизводства членов общества;

функцию социализации как способа передачи индивидам знаний и ценностей;

функцию производства и распределения;

функцию соблюдения порядка и поддержания нормального климата в отношениях между людьми.

Из традиционно-функционального подхода к социальным институтам выделяется позиция Веблена, который относит к ним такие явления, как, например, «денежная конкуренция» или «показное потребление» [5. 9].

Третьим, наиболее распространенным в западной социологии, является структурно-функциональный подход к пониманию социальных институтов. В свете этого подхода социальный институт рассматривается как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей,

192

статусов, образующих социальную целостность. Институционализация ряда ролевых ожиданий определяется характером социальной системы и теми ценностями, которые она считает наиболее значимыми для стабильности и функционирования общества.

С этой точки зрения социальный институт можно представить как комплекс институционализированных ролевых обобщенных показателей, имеющих стратегическое структурное значение для данной системы. В этом смысле социальный институт выступает как обобщенный показатель (по сравнению с ролью) в социальной структуре общества, так как он состоит из множества ролевых позиций и их компонентов [5. 21]. Выявляя данные характеристики социального института, можно прогнозировать его временную стабильность.

Социальный институт необходимо отличать от конкретных организаций и социальных групп. Например, понятие «социальный институт семьи» подразумевает не отдельную семью как малую социальную группу, в которой существует целый спектр различных отношений, а комплекс норм, социальных ролей, реализующихся в бесчисленном эмпирическом множестве существующих семей. По степени воплощения в социальных институтах общества его ценностей и норм, уровня институционализации социальных ролей можно судить об интеграции данной общественной системы, т. е. о совпадении интересов общества в целом с индивидуальными интересами составляющих его граждан. Хотя такое «единство» представляет собой аналитическую абстракцию, однако в структурном функционализме рассматриваются идеальные модели полностью институционализированных социальных систем. Эти модели имеют определенное научное значения для понимания данной проблемы.

Все социальные институты в различной степени объединены в систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного процесса функционирования л воспроизводства общественной жизни. В этом заинтересованы все члены сообщества. Однако надо помнить, что в любом реальном обществе существует известная доля анемичного (аномия) [5. 22], т. е. не подчиняющегося нормативному порядку поведения населения. Последнее обстоятельство может послужить основой

7 Основы социологии 193

дестабилизации системы социальных институтов. Таким образом, аномия возникает тогда, когда стандарты (поведения) и ожидания перестают учитываться людьми. Можно считать аномию полярной противоположностью институционализации. Если процент аномии существенно возрастает и наступает кризис институционализации, то можно говорить об атрофичности властных структур.

Возникает вопрос: почему стандарты отношений (заложенные в культуре социума) перестают усваиваться индивидами? Можно выдвинуть ряд гипотез:

система социализации и, соответственно, воспитания в обществе стала неэффективной;

привычное ролевое поведение и ролевые ожидания стали ощущаться индивидом как фактор собственного дискомфорта;

социальная среда (микросреда) перестала удовлетворять ожидания человека и стала требовать от него нового нестандартного поведения;

человек по каким-либо причинам вступил в конфликт с системой и стал сознательно игнорировать стандарты поведения.

В зависимости от количества аномии в обществе различные социальные системы находятся на разных уровнях интегрированности. Высокая степень интегрированности систем возникает тогда, когда интериоризация институциональных ценностей достигает в индивидуальном сознании (а значит, поведении) подлинной нравственной мотивации. В этом случае можно говорить о высокой степени единства личных и общесоциальных интересов.

Несмотря на многообразие теорий социальных институтов можно выделить общие элементы, которые характеризуют любой социальный институт. Какие же это элементы?

Во-первых, во всех группах, имеющих зачатки институционализация, существуют определенные способы действия от имени членов группы как целого; эти способы действия должны выполняться независимо от личных интересов включенных в данный институт индивидов.

Во-вторых, любой социальный институт имеет функция (или задачи), которые могут носить различный характер. Среди них: регулирующие поведение членов общества, соци

194

альных групп; обеспечивающие устойчивость общественной жизни; осуществляющие интеграцию и сплоченность институциональных отношений.

В-третьих, в рамках отдельных социальных институтов выделяется система социальных ролей.

В зависимости от сферы действия и функций социальные институты подразделяются на реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым различным категориям: от пола и возраста до вида занятий и способностей; релятивные, определяющие допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие нарушающих максимы (все виды механизмов социального контроля: культурные, связанные с религией, идеологией, наукой, искусством и т. д.); наконец, интегративные институты, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого. Как типология социальных институтов, так и функции, задачи или способы действий могут служить основой общесоциологического и эмпирического анализов.

Наибольший интерес для практиков представляет проблема эффективного функционирования социальных институтов. Их деятельность опосредована большим числом факторов. В частности, Я. Щепаньский выделяет среди них следующие [5. 15]:

четкое определение цели, задач и объема функции социального института;

рациональное разделение труда и его рациональная организация внутри социальной системы институтов и каждого социального института в отдельности;

степень деперсонализации действий и объективации функций и выполняемых отдельными лицами от имени социального целого ролей, близость поведения членов института к социальной максиме;

признание и престиж, какими обладает данный социальный институт в глазах групп, общностей, общества (т. е. целостности);

бесконфликтность включения социального института в глобальную систему социальных институтов, т. е. в общество.

195

Изменение системы социальных институтов (как и каждого отдельного института) может быть как эволюционным, так и революционным, что в конечном счете определяется состоянием общественной системы в целом.

Источниками развития социальных институтов могут быть эндогамные (внутренние) факторы, которые, как правило, порождают ограничения в развитии системы, и экзогамные (внешние) факторы. Так, распад такого социального института, как семья, может быть вызван изменением ролевого поведения супругов (например, изменой) или конфликтами в семье из-за вмешательства в семейные отношения родителей супругов.

Важнейшими детерминантами изменений (как внутренними, так и внешними) являются политика, экономика и культура. Они действуют на функционирующие в обществе социальные институты как непосредственно, так и опосредованно черед ролевые позиции индивидов.

Структура социальных институтов общества очень сложна. Во-первых, потому, что очень сложны и многообразны человеческие потребности и интересы, стимулирующие создание данных социальных институтов. Во-вторых, социальные институты постоянно видоизменяются. В процессе исторического развития общества отдельные элементы структуры институтов могут утрачиваться, наполняться новым содержанием, приобретать новые задачи и функции. Наглядным примером этому служила производственная функция семьи. Когдато семья, особенно сельская, занималась подготовкой молодежи к профессиональному труду. Развитие производственных отношений и усложнение разделения общественного труда привели к отмиранию этой функции, однако с восстановлением в России частной собственности, развитием фермерства и предпринимательства сельская семья частично восстанавливает эту функцию.

Наибольшей деформации подвергается система социальных институтов в процессе революционных преобразований в обществах. В этих случаях происходит переорганизация самих социальных институтов на основе новых утверждающихся социальных норм, ценностей, отношений, которые могут быть более сложными, универсальными, обобщенными, нежели существовавшие прежде. Это в свою очередь требует формули

196

ровки новых максим поведения как внутри социального института, так и в межинституциональных взаимодействиях внутри социетальной системы (общества).

В процессе революционных изменений общественной жизни (в отличие от эволюционного развития) возникает проблема более быстрого формирования новых стандартов поведения, что повышает требования к адаптивным свойствам социальной системы человека, его способностям осваивать социальный мир.

Глубокие социальные изменения в характере социальных институтов требуют длительных временных периодов, так как нельзя быстро изменять сознание, психологию и поведение людей. Примером этому являются новые общественные отношения в России. Рыночные отношения требуют от человека развития таких качеств, как способность к конкуренции, деловитость, умение бороться с другими, отстаивая свои интересы. Следовательно, на первый план выходит индивидуалистическая, а не коллективистская психология. Для того чтобы сформировались новые социально-психологические качества, адекватные системе новых производственно-экономических отношений, требуется значительное время, так как человек должен интегрироваться в эти новые структуры. Менее болезненно проходит изменение социальных институтов в процессе эволюционного развития. Если деятельность социального института способствует интеграции человека в общественные отношения, то ее называют функциональной. Если социальный институт не способствует или даже мешает удовлетворению потребностей системы общества в целом, то его деятельность может быть охарактеризована как дисфункциональная. Нарастание дисфункций значительного числа социальных институтов может привести к необратимой социальной дезорганизации и разрушению социальной системы.

В современном обществе можно выделить следующие социальные институты:

экономические, обеспечивающие воспроизводство и распределение материальных благ, организацию труда, денежный оборот и т. д.;

политические, связанные с выполнением функций власти;

социальные (в узком смысле этого понятия), организующие добровольные объединения, жизнедеятельность коллекти

197

вов, т. е. регулирующие поведение людей в процессе взаимодействия, социальных отношений;

религиозные, регламентирующие отношения людей с представителями религиозных структур (служителей церкви);

воспроизводства (институты брака и семьи).

Среди ученых идет спор о том, какие из социальных институтов оказывают наиболее существенное влияние на характер общественных отношений. Значительная часть ученых считает, что наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе оказывают институты экономики и политики. Первый создает материальный базис развития общественных отношений, так как нищее общество не в состоянии развивать науку и образование, а следовательно, повышать духовный и интеллектуальный потенциал общественных отношений. Второй создает законы и реализует властные функции, что позволяет выделять приоритеты и финансировать развитие определенных сфер общества. Однако к не меньшим социальным изменениям может привести развитие социальных институтов образования и культуры, которые будут стимулировать экономический прогресс общества и развитие его политической системы.

Отсюда следует, что при социологическом анализе речь должна идти о том, какие институты, в какие временные периоды и почему оказывали или оказывают доминирующее влияние на характер социальных отношений.