logo
2 семестр 4

Контрольные вопросы

1. Специфика природного и социального в человеке.

2. Понятие личности.

3. Специфика социологического подхода к анализу личности.

4. Понятие социальной установки и специфика ее формирования у человека.

5. Ценностные ориентации и их значение в жизни человека.

6. Какие социологические концепции личности Вы знаете?

7. Сущность ролевой концепции личности.

8. Характер взаимодействия природного и социального в определении социального поведения человека.

9. Понятие личности, специфика социологического подхода к этому понятию.

10. Объясните па конкретных примерах понятие социальной зависимости и социальных взаимодействий.

11. Уровни социальных взаимодействий.

12. Роль культуры в процессах социальных взаимодействий.

13. Соотношение ролевого поведения с содержанием социальной структуры общества.

14. Социологические концепции личности.

15. Проанализируйте на конкретных примерах причины социальных; конфликтов.

16. Уровни социальных конфликтов: межличностный, межгрупповой, социетальный (между обществами).

17. Специфика социальных конфликтов, их отличие от взаимодействий: сотрудничества, ассимиляции, конкуренции.

18. Опишите многообразие проявлений культуры.

10. Функции культуры и их значение для общества и личности.

20. Основные компоненты культуры: ценности, верования, нормы, язык, техника (материальная культура), их роль в жизнедеятельности общества и личности.

21. Понятие «культурные взаимодействия».

22. Понятие субкультуры, ее соотношение с культурой общества.

23. Понятие социализации, значение адаптации и интеграции в социальном взаимодействии индивидов,

24. Возрастные этапы и критические периоды социализации.

25. Понятие социального взаимодействия. Системы социального взаимодействия индивидов в процессе социализации.

26. Формы и механизмы социального взаимодействия.

27. Процесс социализации в «первичных» и «вторичных» группах.

28. Управление процессами социализации.

20. Понятие социальной группы. Классификация как одно из направлений анализа группы.

30. Понятие малых групп. Их роль в жизни человека и общества.

31. Характер взаимодействий индивидов в зависимости от размера группы.

32. Групповая сплоченность и нормативное поведение.

33. Лидерство и авторитет в группе.

34. Понятие социальной общности и ее соотношение с понятием социальной группы.

35. Какие типы социальных общностей вы можете выделить при социологическом анализе?

257

36. Каким образом индивид (или группа) идентифицируют себя с общностями?

37. Концепция социальных институтов М. Вебера, ее основные положения.

38. Основные подходы к пониманию термина «социальный институт».

39. Основные социальные институты, которые существуют в любых цивилизованных общественных системах.

40. Структура и функции современной семьи.

41. Понятие «дезорганизованная семья», ее проблемы.

42. Социальная система и социальная структура.

43. На основе конкретного примера опишите социальную систему и ее границы. Понятие подсистемы.

44. Типы социальных взаимодействий: иерархические, функциональные, межфункциональные.

45. На основе конкретного примера определите доминантные связи в системах, объясните их значение в стабильности систем.

46. Понятие «социальная организация» и ее связь с системой.

47. Общество как социетальная система.

48. Понятия нормы и патологии, специфика социальных норм, их место в регулировании общественных отношений.

49. Понятия социальных отклонений и отклоняющегося поведения.

50. Специфика социологического подхода к изучению преступности.

51. Понятия личности преступника и преступного поведения.

52. Социологические показатели характеристики личности.

53. Классификация типов преступного поведения.

54. Социальная коррекция преступного поведения, ее роль в социальном убеждении и социальном принуждении.

55. Роль социальной работы в профилактике отклоняющегося поведения.

56. Суть концепции социальной стратификации П. Сорокина.

57. «Одномерная» и «многомерная» стратификация общества.

58. Какие основания стратификации можно выделить при социологическом анализе социальной структуры общества?

59. Какие научные концепции стратификация вы можете назвать?

60. Что такое эмерджентные свойства стратификации?

61. Какие стратификационные процессы идут в современной России?

62. Понятие социальных изменений. Проведите ряд конкретных примеров.

63. Уровни и направления социальных изменений. Приведите ряд конкретных примеров.

64. Определение действующих сил социальных изменений, их характер.