Контрольные вопросы
1. Специфика природного и социального в человеке.
2. Понятие личности.
3. Специфика социологического подхода к анализу личности.
4. Понятие социальной установки и специфика ее формирования у человека.
5. Ценностные ориентации и их значение в жизни человека.
6. Какие социологические концепции личности Вы знаете?
7. Сущность ролевой концепции личности.
8. Характер взаимодействия природного и социального в определении социального поведения человека.
9. Понятие личности, специфика социологического подхода к этому понятию.
10. Объясните па конкретных примерах понятие социальной зависимости и социальных взаимодействий.
11. Уровни социальных взаимодействий.
12. Роль культуры в процессах социальных взаимодействий.
13. Соотношение ролевого поведения с содержанием социальной структуры общества.
14. Социологические концепции личности.
15. Проанализируйте на конкретных примерах причины социальных; конфликтов.
16. Уровни социальных конфликтов: межличностный, межгрупповой, социетальный (между обществами).
17. Специфика социальных конфликтов, их отличие от взаимодействий: сотрудничества, ассимиляции, конкуренции.
18. Опишите многообразие проявлений культуры.
10. Функции культуры и их значение для общества и личности.
20. Основные компоненты культуры: ценности, верования, нормы, язык, техника (материальная культура), их роль в жизнедеятельности общества и личности.
21. Понятие «культурные взаимодействия».
22. Понятие субкультуры, ее соотношение с культурой общества.
23. Понятие социализации, значение адаптации и интеграции в социальном взаимодействии индивидов,
24. Возрастные этапы и критические периоды социализации.
25. Понятие социального взаимодействия. Системы социального взаимодействия индивидов в процессе социализации.
26. Формы и механизмы социального взаимодействия.
27. Процесс социализации в «первичных» и «вторичных» группах.
28. Управление процессами социализации.
20. Понятие социальной группы. Классификация как одно из направлений анализа группы.
30. Понятие малых групп. Их роль в жизни человека и общества.
31. Характер взаимодействий индивидов в зависимости от размера группы.
32. Групповая сплоченность и нормативное поведение.
33. Лидерство и авторитет в группе.
34. Понятие социальной общности и ее соотношение с понятием социальной группы.
35. Какие типы социальных общностей вы можете выделить при социологическом анализе?
257
36. Каким образом индивид (или группа) идентифицируют себя с общностями?
37. Концепция социальных институтов М. Вебера, ее основные положения.
38. Основные подходы к пониманию термина «социальный институт».
39. Основные социальные институты, которые существуют в любых цивилизованных общественных системах.
40. Структура и функции современной семьи.
41. Понятие «дезорганизованная семья», ее проблемы.
42. Социальная система и социальная структура.
43. На основе конкретного примера опишите социальную систему и ее границы. Понятие подсистемы.
44. Типы социальных взаимодействий: иерархические, функциональные, межфункциональные.
45. На основе конкретного примера определите доминантные связи в системах, объясните их значение в стабильности систем.
46. Понятие «социальная организация» и ее связь с системой.
47. Общество как социетальная система.
48. Понятия нормы и патологии, специфика социальных норм, их место в регулировании общественных отношений.
49. Понятия социальных отклонений и отклоняющегося поведения.
50. Специфика социологического подхода к изучению преступности.
51. Понятия личности преступника и преступного поведения.
52. Социологические показатели характеристики личности.
53. Классификация типов преступного поведения.
54. Социальная коррекция преступного поведения, ее роль в социальном убеждении и социальном принуждении.
55. Роль социальной работы в профилактике отклоняющегося поведения.
56. Суть концепции социальной стратификации П. Сорокина.
57. «Одномерная» и «многомерная» стратификация общества.
58. Какие основания стратификации можно выделить при социологическом анализе социальной структуры общества?
59. Какие научные концепции стратификация вы можете назвать?
60. Что такое эмерджентные свойства стратификации?
61. Какие стратификационные процессы идут в современной России?
62. Понятие социальных изменений. Проведите ряд конкретных примеров.
63. Уровни и направления социальных изменений. Приведите ряд конкретных примеров.
64. Определение действующих сил социальных изменений, их характер.
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?