Социальные ориентации и установки
В системе социальных взаимодействий человек представлен как активное начало, так как наряду с отражением действительности в его сознании и поведении проявляется некоторое отношение к ней. Согласно теории известного отечественного психолога Д. Н. Узнадзе, установка представляет собой целостное психическое явление, в котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида, в силу чего протекающая на ее основе активность носит целесообразный характер. Однако некоторые психологи, например Л. И. Божович, отмечают, что понятие установки не должно употребляться при анализе социальной активности личности, так как в установке отражены лишь биологические особенности человека [5. 3]. В этих двух подходах наглядно отражается дискуссия о роли природы и среды в структуре человеческого сознания и поведения.
Действительно, в установке проявляются как природные основания, так и привнесенное культурой, так как целесообразная познавательная деятельность, возникающая на основе таких установок, содержит и физиологические потребности (в пище, одежде, жилище), и социальные требования, и ценности, и личностные целевые моменты [5. 4].
Любые человеческие чувства: привязанности или неприязни, выбора или отвержения, одобрения или неодобрения, где бы они не проявлялись, базируются не столько на инстинктах, сколько на большом объеме социальной информации, дающей представления об объекте человеческого интереса.
Установка относится к числу наиболее изученных и наименее четко определенных переменных, которыми оперируют многие социальные науки. Ее изучение в американской социологии началось в 1918 г. работой У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». За этим последовал бум социологических исследований в Чикагском университете. С этой школой связано значительное число известных имен, а среди них Дж. Г. Мид.
125
Основная идея Мида заключается в том, что наши установки на объекты, на «других», и особенно, наши установки на любимый объект наших мыслей – на себя порождаются и поддерживаются социальными факторами. Среди этих факторов существенное значение имеют опыт общения с другими людьми и наша способность видеть мир и самих себя так, как это определено социальными символами. Центральная гипотеза Мида: мы развиваем свои установки путем приятия (по его терминологии, интернализации) установок других. Выводы Мида были подтверждены исследованиями активного влияния средств массовых коммуникаций на формирование установок населения.
Однако дальнейшие исследования показали, что в любой ситуации влияние других опосредуется отношением человека к информатору, уровнем доверия или недоверия к нему. Этим можно объяснить успехи и неудачи воспитателей и педагогов, политиков и руководителей, теле- и радиокомпаний. Между тем доверие или недоверие к источнику информации можно также рассматривать как еще одну установку на коммуникатора.
Итак, социальное поведение, как и всякая другая активность, начинается с готовности, установки, в которой отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания.
Некоторые исследователи предельно сближают понятия ценностных ориентации и установок. В этом есть рациональный смысл, хотя абсолютизация его вызывает большие сомнения: ведь и ценности, и ценностные ориентации имеют не только индивидуальный и групповой, но и общечеловеческий (общесоциальный) уровни, тогда как категория установки применяется преимущественно при анализе поведения личности или малой группы.
Взаимосвязь установок и ценностных ориентации проявляется в том, что каждый человек по-своему переживает значение социальных ценностей и вносит в целостный процесс социальной жизни свою уникальную лепту, что индивидуальные и внутригрупповые установки неизбежно проявляют себя в интерпретации ценностных ориентации, характерных для группы, общности, общества в целом.
Ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор и, следовательно, все
126
сторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. Иначе говоря, в этих ориентациях реализуется избирательность человеческого поведения, его непосредственная обусловленность представлениями индивида о смысле и ценностях человеческой жизни. При этом ценности выявляются в связи между субъектом, познающим и преобразующем мир, и объектом, на который направлено воздействие субъекта.
Будучи объективно-субъективными по происхождению и содержанию, ценности всегда интерпретируются в свете конкретных интересов общества, общности, группы, личности. Отсюда следует необходимость различения общественных (общечеловеческих), групповых, индивидуальных ценностей и зависимость соотношения между ними от характера общества.
Поскольку в качестве субъекта оценки может выступать и отдельный человек, и группы, и все общество, постольку встает вопрос о соотношении между оценками и соответственно ценностными ориентациями различного порядка. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального, мыслей, чувств и практического поведения. В соответствии с теорией Д. Н. Узнадзе и Ш. Надирашвили о трех качественно различных уровнях регуляции психической активности человека, ее высший уровень – волевая активность – регулируется всецело ценностными ориентациями индивида.
Вывод о решающей роли ценностных ориентации в саморегуляции поведения человека подтверждается и социологическими исследованиями, проведенными под руководством В. А. Ядова [5. 5]. Проблема ценностных ориентации и соответственно ценностей становится актуальной, когда исследователь переходит от рассмотрения личности, так сказать, в статике, с точки зрения ее структуры, к анализу функционирования личности, ее деятельности, поведения.
Поскольку деятельность человека всегда комплексна и отдельные виды ее можно выделить только в абстракции, постольку мотивация деятельности также в большинстве случаев исходит из ориентации не на одну из ценностей, а на целый комплекс. Наглядным примером может служить труд
127
артиста, в процессе которого он – в зависимости от степени своего духовного развития – может ориентироваться не только на производство потребительных стоимостей, но и на утверждение эстетических и нравственных ценностей.
Итак, на установки и ценностные ориентации человека оказывают влияние как его природные задатки, так и социальная среда, в которой он живет.
Социальное влияние порождает эффекты подражания, конформности, а также другие феномены и ценностные ориентации личности. Вследствие усложнения и дифференциации социальной среды социальное воздействие на личность приобретает все более сложный структурный характер. Выявлением процессов и закономерностей, воздействующих на формирование личности, ее типических свойств, а также изучением типов ориентации и установок и занимается социология личности.
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?