logo
2 семестр 4

3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии

Основателем этого направления является Зигмунд Фрейд (1866-1939), австрийский врач, психолог, создатель психоанализа – специфического психотерапевтического метода. В широком понимании понятие психоанализа охватывает всю совокупность практических и теоретических концепций, методик различных направлений фрейдизма и неофрейдизма, в том числе социально-философские и социологические теории. Фрейдизм – одно из наиболее распространенных и влиятельных социологических направлений нашего времени. Его идеи не только пронизывают науку, но и оказывают сильное влияние на литературу, искусство, культуру, социальную практику. Причины такого всеобъемлющего влияния фрейдизма на общественное сознание, вероятно, связаны с тем, что в психоанализе аккумулированы различные идеи: гуманистические, консервативные, радикальные, рациональные и иррациональные, обыденные и философско-психологические.

Поэтому не случайно фрейдизм признается не только социологами, психоаналитиками, психологами, медиками, но и представителями других наук как одно из оснований их собственных научных дисциплин. Именно это всеобъемлющее содержание фрейдизма вызывает и его всестороннюю критику, порождает многочисленные дискуссии. Вместе с тем сам Зигмунд Фрейд никогда не считал себя социологом, хотя в его работах, по мнению немецко-американского философа и социо

84

лога Г. Маркузе (1898-1979), существуют глубоко социологические обобщения. Этот социологический аспект в работах Фрейда усиливается и развивается его последователями: Ж. Лаканом, К. Леви-Строссом и другими.

Каковы же основные концептуальные положения доктрины 3. Фрейда?

Психоанализ как метод возник в недрах социальной терапии и лишь затем была разработана общепсихологическая теория, способствующая его интеграции в социальные сферы жизнедеятельности человека. Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, связана с поиском причин и путей преодоления противоречий между обществом и личностью. В свете этого он анализирует проблемы социального контроля, нравственных норм, социальных запретов и т. д.

Основной мотив концепции 3. Фрейда – универсализация сферы бессознательного в человеческой психике и значение полового инстинкта в человеческом поведении. Концепция Фрейда базируется на четырех основных положениях:

1. Биопсихологизм и индивидуальная психология как модель большинства социологических конструкций.

2. Акцент на бессознательном как определителе характера поведения.

3. Гиперсексуализм, в частности роль Эдипова комплекса в поведении, а также идея сублимации сексуальной энергии, лежащая в основе социокультурной, художественной и других видов деятельности человека.

4. Дуализм инстинктов жизни и смерти, борьба которых между собой и цивилизацией, равно как динамика бессознательного, определяет природу общества, его фукнционирование и конфликты [3. 4].

Исходя из этих положений Фрейд решает проблемы взаимоотношения человека и общества, которое осуществляет социальный контроль над личностью через социальные нормы и, соответственно, социальные запреты с целью поощрения должного поведения и наказания лиц, отклоняющихся от принятых норм. С одной стороны, Фрейд совершенно прав в том, что именно социальный контроль обеспечивает обуздание человеческих инстинктов, высвобождение которых могло бы привести к самоуничтожению общества. С другой – сам Фрейд воспринимает социальный контроль как фактор социального дав

85

ления, искажающий сущность человека, что соответственно ведет к росту психических отклонений, неврозов и стрессов.

Возникновение социального контроля как общественной формы регулирования человеческих отношений Фрейд связывает с мифологической сексуально-психологической драмой – убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды. Эта драма, по мнению Фрейда, разыгралась на заре человеческой цивилизации, и чтобы она не повторялась люди решили установить общественный договор, своего рода систему запретов и социального контроля, обеспечивающего согласие. Таким образом, мораль, социальные нормы и чувства вырабатывались филогенетически на отцовском комплексе, религии и нравственных ограничениях – через подавление Эдипова комплекса. Обожествление отца на основе чувства вины и преклонение перед ним лежат в основе таких феноменов, как власть, бог, государство. По мнению З. Фрейда, они есть не что иное, как идеализированный отец.

Что касается приверженности Фрейда к индивидуалистической концепции общества, то на протяжении пятидесяти лет она оценивается положительно почти всеми, кроме марксистов.

Однако в работах Фрейда имеются идеи противоположного характера – могущества бессознательных инстинктов и влечений, которые часто определяют поведение человека и даже человеческую историю и общественную жизнь. Разумный, сознательный элемент в человеке представляет, по Фрейду, лишь небольшой поверхностный слой, входящий в наше «Я», которое является модификацией бессознательного. Значит, в определенной степени интеллект подчиняется аффектам и конкретной проблемной ситуации. Хотя, утверждал Фрейд, «идеальным состоянием было бы общество людей, которые подчиняли бы жизнь своих влечений диктатуре разума... Но в высшей степени вероятно, что это – утопическая надежда» [3. 5]. Не случайно большинство исследовательских работ Зигмунда Фрейда характеризуют его как социального пессимиста, декларирующего биологическую основу человека как «злую» и «эгоистичную».

С проблемами жизни и смерти, агрессивности человека связано отношение Фрейда к войне. Он – пацифист, ненавидит войны и считает, что их удастся устранить из жизни

86

человечества. Однако утверждения Фрейда не категоричны в силу признания им все той же агрессивности человеческого существа.

Представления Фрейда о взаимоотношениях человека и общества, психологии и культуры также пессимистичны, так как индивид и общество находятся в глубоком конфликте: общество принуждает, индивид стремится к свободе. Выход из этой конфликтной ситуации проблематичен, как и сама перспектива «выживания» общества. Путь к новому обществу, по мнению ученого, лежит в процессе трансформации бессознательных, агрессивных устремлений и эгоистических влечений в «социальные чувства». Этот постулат Фрейда практически отражает социализацию ребенка, становление его как личности. Такой процесс социализации новых поколений является обязательным атрибутом любой цивилизации.

Не менее интересны социотерапевтические идеи 3. Фрейда. Они направлены на адаптационно-интегративные формы, защиту человека от социальных болезней и страданий. Здесь Фрейд использует и эскапизм, и йогу, и любовь, и покорение природы с помощью науки, и технические достижения. Фрейд практически вскрывает механизмы социальных, национальных и культурных разногласий, которые, по его мнению, связаны с социально-психологическими механизмами подавления других народов за счет культивирования «нарциссистского» любования собственной системой, культурными традициями, национальными особенностями.

Фрейд враждебно относился и к социализму, считал его нереальным строем, недооценивающим социально-психологические особенности человеческой природы. Для освобождения человека от зла и взаимной вражды недостаточно установить общественную собственность на средства производства. Реальность этих идей Фрейда подтвердила жизнь нашего общества (распад социалистического лагеря, распад СССР).

Психоанализ Фрейда широко применяется в форме биографического метода, о всеобщем признании которого свидетельствует проведенный в 1927 году «круглый стол» на годичных собраниях социологов мира. При помощи этого метода изучаются субъективные стороны общественной жизни. Исследование основывается на анализе так называемых личных документов.

87

К группе наиболее активных последователей фрейдизма принадлежат американский социолог Ч. Х- Кули (1864-1929), занимавшийся изучением малых групп, американский социолог, социальный психолог Дж. Г. Мид (1863-1931), исследовавший социолингвистические проблемы развития личности, а также У. Томас (1863-1947), разработавший концепцию о четырех желаниях и ценностях. К числу приверженцев Фрейда относятся также Б. Блумер, Т. Парсонс (1902-1979) и многие другие. В вышедших в 60-е годы работах Парсонса по теории личности широко используются фрейдовские идеи. Например, он рассматривает отнятие ребенка от груди матери как разочарование, поскольку ребенка лишают старых, необходимых ему объектов ради каких-то новых и незнакомых. Парсонс рассматривает социальную систему и систему личности сквозь призму символического процесса, который сравнивает с суперэго, и утверждает, что благодаря этому система личности осваивает (и интегрирует) нравственные ценности, делает выбор, определяет свои цели.

Можно утверждать, что сегодня идет процесс все большей социокультурной трансформации взглядов 3. Фрейда, что проявляется в постфрейдистских психологических направлениях, например в эгопсихологии.

Эголсихология адаптировала в основном конформистские аспекты доктрины 3. Фрейда, стремилась к решению проблемы сильного «Я», хорошо адаптированного к различной социальной среде, что в условиях нашей динамичной жизни является очень важным. Гипертрофированные идеи бессознательного в концепциях 3. Фрейда персонифицировались в эгопсихологии при анализе проблем характера личности как формы адаптации к условиям социальной среды.

Коренную трансформацию идеи Фрейда претерпели в работах немецко-американского социолога и психолога Э. Фромма (1900-1980). Фромм начинает с последних идей Фрейда, изложенных в его работах «Будущность одной иллюзии» и «Неудовлетворенность культурой». Основная идея Фромма – патологичность и агрессивность существующих обществ. Однако в отличие от Фрейда бессознательное Фромм рассматривает сквозь призму «социального», т. е. как «социальное бессознательное», которое может быть ликвидировано с устранением агрессивности самого общества, подавляющего личность.

88

Наиболее паленое место в работах Фромма занимает проблема формирования «социального характера», который он определяет как «основной элемент» в функционировании общества и в то же время как связь между экономическим базисом общества и господствующими идеями. Следовательно, социальный характер формируется в общественных отношениях, но в значительной мере и сам определяет эти отношения. Фромм считает, что функция социального характера заключается в формировании направленности энергии членов общества (классов, социальных групп, индивидов) на должное поведение, требуемое от них социальной системой.

Таким образом, функция социального характера – обеспечение интеграции человека и социальных групп в данную социальную структуру для его эффективного функционирования. При этом Фромм подчеркивает, что обеспечение функционирования определенного социального характера требует стабильности социальных структур (а значит, и отношений). Если же эти структуры очень изменчивы и теряют свою стабильность, т. е. не способствуют формированию социального характера традиционного типа, то изменяются его функции, он становится элементом дезорганизации всей общественной системы. На личностном уровне это проявляется как неудовлетворенность индивидов социальными действиями, которые им приходится осуществлять.

Подобные ситуации ведут к социальным напряжениям, конфликтам и даже войнам, росту агрессивности в человеческих отношениях. Примером этому может служить распад социалистической системы, дезорганизация общественных структур, т. е. спонтанная деструктурированность общества, рост национальных и социальных конфликтов и локальных войн.

Теория 3. Фрейда и неофрейдистские идеи проникли во многие специализированные области социологии, где их часто используют, не отдавая себе отчета в их интеллектуальных истоках. Они как бы «растворены» в социологическом мышлении, изучающем коллективное поведение, общественное мнение, коммуникации, социологию семьи, расовые и этнические отношения, социальную стратификацию, социальную психиатрию и социологическую теорию.

89