logo
2 семестр 4

Процесс социализации в первичных и вторичных группах

Большая часть исследователей процессов социализации сходятся на том, что определяющее значение имеет первичная социализация, осуществляемая семьей. В частности, первичная социализация определяет не только общесоциальиые формы поведения, но и различия в языке, одежде, отношениях между родителями и детьми и т. д. Источником такого сильного влияния семьи на ребенка является личностная заинтересованность семейной группы, основанная на кровном родстве.

В зависимости от уровня авторитета каждого из родителей сила семейного влияния на ребенка может возрастать или ослабевать. Именно первичная социализация придает процессу развития личности различную направленность. В характере направленности особую роль играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного «Я», которое ребенок строит при помощи других. Культура вносится извне и концентрируется вокруг личной концепции индивида, переплетаясь с теми социальными ролями, которые человек призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она и пытается регулировать [3. 1].

Если рассматривать семью как первичную социальную группу, осуществляющую социализацию ребенка, то надо

165

иметь в виду, что семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами (системами). Поэтому уровень соответствия семейных (групповых) и общесоциальных ценностей, предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различными, вплоть до полного антагонизма.

Эта опосредованность делает семейную группу до определенного времени почти единственным интерпретатором ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми столкнется человек в будущем. Таким образом, в семье закладывается тип структуры будущего поведения, характера интеграции (или адаптации) индивида в общество. Чем более конфликтной, проблемной будет первичная семейная группа, тем конфликтнее будет вхождение индивида и во вторичные группы и в социальную структуру обществу.

Поэтому мы считаем, что при анализе процесса социализации первичная группа представляет особый интерес. Значение межличностных отношений в семейной группе (родители – дети, муж – жена, старшее – младшее поколение) трудно переоценить, так как они определяют уровень доверия ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая до определенного возраста служит для ребенка основным каналом коммуникации.

В основе социализации лежит одна из важных проблем формирования ролевого поведения человека, которое определяется в значительной мере качеством ролевого доведения матери, отца, бабушки, дедушки и т. д. Отношения ребенка и членов семьи могут характеризоваться различными типами межличностных взаимодействий, которые будут экстраполироваться и на типы взаимосвязи ребенка с другими социальными структурами, а также на видение ролевой концепции собственного поведения. Следовательно, можно говорить о том, что именно семья дает «образ мира», в котором предстоит жить ребенку. Если влияние семьи на ребенка столь велико, то можно считать, что основа изменения социальных структур и типов социальных взаимодействий в обществе заключается в семье, так как процесс социализации одновременно есть процесс социальных изменений, социальных преобразований.

166

К социализации во вторичных группах индивид подходит с уже сформированным самосознанием (структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом» общества). В это время он становится членом различных социальных групп: учебных и производственных коллективов, круга друзей и т. д. Существенно изменяется и характер его взаимодействия с этими группами. Если эффективность семейного этапа социализации относительно не зависит от ребенка, особенно в первые годы его жизни, то социализация во «вторичных группах» в равной мере определяется как личностными характеристиками социализирующего субъекта, так и социальными показателями группы, т. е. внешними факторами. Следовательно, можно утверждать, что в процессе социализации во вторичных группах изменение социальных структур происходит и под влиянием индивидуальных ценностей.

Включение новых членов группы изменяет групповое сознание, групповые оценки, образ общества дополняется новыми представлениями [5. 13].

На этапе социализации во вторичных группах актуализируются проблемы групповой идентификации («свои», «чужие») и формируются групповые интересы и установки на тот или иной характер деятельности [5. 14]. Особую роль в этот период начинают играть язык и символы. Последние получают свое содержание или социальное значение как результат роли (ролей), которую играет индивид во взаимодействиях и коммуникациях. Этот фактор имеет важное методологическое значение, так как дает представление о природе символов. Их содержание в значительной степени определяет самосознание и поведение человека, характер отражения реальных социальных отношений.

На этапе социализации во вторичных группах, как правило, выявляется и «раздвоение человеческой сущности», если первичный этап формирования личности заложил в сознание индивида не соответствующие реальности представления. Это несоответствие реальности представлениям о ней может стать источником как асоциального, так и конформистского поведения человека. Однако возникновение отклоняющихся форм поведения связано не только с внутренним конфликтом сознания индивида, но а с характером групп, в которые он включается в процессе взросления.

167

На этапе подросткового возраста, актуализации сексуального интереса в процессе социализации возрастает значение неформального общения. Неформальные группы и структуры начинают играть в жизни человека особую роль, конкурируют с авторитетом семьи. Именно в неформальных группах, в отличие от формализованных (например, школьных или трудовых коллективов), символика приобретает особую роль, способствует сплочению группы. Она может иметь как материальные символы (например, одежда «хиппи» или «металлистов»), так и духовные (в виде идей и лозунгов). Как правило, такие группы обладают своей субкультурой и образцами поведения, формами социального контроля за своими членами.

В групповых отношениях такого типа складываются и определенные языковые штампы и даже определенные «групповые» законы.

Значение мнения этих групп столь велико для индивида, что он, по замечанию американского социолога Ч. Х. Кули (1864-1929), отрицает самого себя, подстраивает свое поведение под референтную группу, чтобы быть тождественным ей. Поэтому направленность неформальной группы, в которую включается индивид и с которой он себя идентифицирует, будет определять тип сознания и поведения его самого, а следовательно, и характер социализации. Чем более значимой для индивида является данная группа, тем больше он пытается себя с ней отождествить. Поэтому можно согласиться с концепцией Дж. Г. Мида, согласно которой поведение индивида определяется тем, что он оценивает себя с точек зрения других, т. е. принимает на себя роль других лиц.

Наряду с формально важными социальными структурами (учебными, профессиональными и т. д.), в которые должен интегрироваться индивид, неформальные группы также выполняют роль социального контроля в процессе социализации. Если для первых социальных структур спектр видов контроля определяется дихотомически: «согласие» или «принуждение», когда индивид не выполняет взятые на себя роли (обязанности), то неформальные структуры оказывают воздействие на своих членов через групповой авторитет или лидерство. Хотя и в них может существовать принуждение (например, в группах

168

с отклоняющимися формами поведения, особенно в группах преступников).