Основные понятия
АДАПТАЦИЯ – пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям.
АНАРХИЯ – безвластие, политическое течение, выступающее за уничтожение всякой государственной власти и создание ассоциации мелких производителей.
АНОМИЯ – ситуация, при которой конкретное лицо проявляет недостаточное уважение к основным социальным нормам данной социальной системы или стремится усмотреть в этих нормах определенную утрату их обязательности для него самого.
ВЕРОВАНИЯ – особая форма религиозного мировоззрения и соответственно религиозной культуры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – категория, отражающая процессы воздействия субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Это универсальная форма движения, развития. Определяет существование и структурную организацию любой материальной и социальной системы.
ВЛАСТЬ – в общем смысле слова способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какихлибо средств: воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая, религиозная и др.).
ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ (целевые) – группы возникающие для реализации конкретных целей. Могут состоять из нескольких первичных групп. Как правило, это большие объединения людей.
ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок, позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.
ДЕЛИНКВЕНТ – понятие, введенное для определения молодых правонарушителей.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – явление, вызванное наличием системы ценностей и норм, отклоняющихся от доминирующих в обществе, при котором делинквент определяет свое поведение как правильное.
ДЕСТРУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КОНФЛИКТА – разрушение социальных систем различного уровня под воздействием каких-либо факторов.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – разность, различие, разделение, расчленение целого на различные части, формы или ступени.
ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ – способ классификации, когда показатели разбиваются на пары (например, противопоставления).
252
ДОМИНАНТНЫЕ СВЯЗИ – силой, обеспечивающие устойчивость данной социальной системы.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОБЩНОСТИ – общности, существующие в реальности (национальные, территориальные и т. д.).
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ – группы людей с общими ценностями. ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СВЯЗИ – связи подсистем различных уровней.
ИНТЕГРАЦИЯ – активное взаимодействие среды и индивида, последний делает сознательный выбор и, если необходимо, изменяет среду.
ИНТЕРЕС – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т. д.) участвующих в них индивидов, групп, общностей.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход извне внутрь, Психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и сознания через усвоение индивидом внешних действий и социальных форм общения.
КЛАССИФИКАЦИЯ – распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных целей, полиций, мнений и интересов, которое приводит к реальной борьбе между субъектами взаимодействий независимо от истоков, способов и характера этой борьбы.
КОНФЛИКТОЛОГИЯ – паука, изучающая социальные конфликты, одно из направлений, отпочковавшееся от социологии.
КУЛЬТУРА – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях.
КУЛЬТУРНАЯ АГРЕССИЯ – насильное навязывание обществу (или общностям) образцов культуры или образа жизни в результате территориальных завоеваний, колонизаторской политики отдельных стран,
КУЛЬТУРНАЯ НОРМА – императивное выражение культурных ценностей, определенной системы правил, которые должны воспроизводиться.
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ – результат оценки познающими субъектами (личностью, группой, общностями) объективно существующего социокультурного мира.
ЛИДЕР – лицо, обладающее максимальным статусом, наиболее высоким авторитетом или законной властью в группе.
253
ЛИЧНОСТЬ – социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.
ЛИЧНЫЕ ГРУППЫ – группы друзей, основывающиеся па взаимной симпатии. Создаются на базе личных потребностей в объединении.
МАКСИМА – усредненная норма поведения, принятая и одобренная членами социального института.
МЕЖФУНКЦИОКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – взаимодействия подсистем, выполняющих однозначные функции.
НОМИНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ – общности, выделяемые социологами для целей изучения проблем (например, общность российских врачей).
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – поступки индивида, выходящие за уровень социальных норм, дозволенных в данном обществе.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ГРУППЫ (первичные группы) – малые, контактные группы, имеющие срочные, долголетние связи и традиции. Индивид может принадлежать к ним независимо от его желания.
ПОВЕДЕНИЕ – реакция организма на внутренние и внешние раздражители, ПОДСИСТЕМА – структурный элемент системы.
ПРЕСКРИПТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – информация, включающая в себя различные виды предписаний, которые в совокупности образуют сферу должного.
ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение, запрещенное уголовным кодексом.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА – комплекс основных способностей и движущих сил человеческого организма, обеспечивающих удовлетворение биологических потребностей, активное приспособление к среде.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – возникающее объективно в процессе развития противоречие между знаниями и потребностями индивида (группы, общности) в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей, средств и методов для реализации необходимых действий.
ПРОГРЕСС – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
ПРОЦЕСС – последовательная смена явлений в развитии чего-либо.
РАВЕНСТВО – один из основных идеалов справедливого общественного устройства, обеспечивающего всестороннее развитие всех членов общества. Проблема равенства и неравенства возникли с делением общества на классы.
254
РЕГРЕСС – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению человеком, группой, обществом тех или иных функций.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА – группа, являющаяся для человека (людей) образцом подражания.
РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ – концепция социологического подхода, объясняющая взаимодействия личности и общества, в которой социальная роль рассматривается в контексте социальной структуры и культуры.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс вхождения индивида в социум, при котором изменяется структура личности и структура общности (общества).
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – любое поведение человека (или группы), направленное на изменение установок, поведения других субъектов отношений.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – объединение людей при общем участии в конкретной деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются социальными институтами.
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – система, обладающая конкретной целью, па основе которой сплачиваются индивиды, группы, общности
СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – выраженное в субъективной форме объективное отношение индивида к условиям своего бытия, опосредующее социальное поведение.
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА – множество социальных элементов (индивидов, групп, общностей) с отношениями и связями между ними, образующее целостность, находящуюся во взаимодействии с внешними условиями ее бытия.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – совокупность относительно устойчивых связей между отдельными элементами социальной системы, отражающая ее существенные характеристики, фиксирующая присущие данному обществу способ разделения и кооперации труда, состояние общественных отношений.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА – целостное психическое явление, в котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида, в силу чего протекающая на ее основе активность носит целеустремленный характер.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – внешнее проявление деятельности индивида, в которой обнаруживается его позиция, ожидания и ориентации.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ – изменения социальных структур (моделей социального действия и социальной интеракции), включая последствия этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ – различные формы организации регулирования общественных отношений, система норм, социальных ролей, обеспечивающих реа
255
лизацию функций, необходимых для нормального функционирования общества, а также специальные учреждения, выполняющие указанные функции.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ – эмпирически фиксируемые, реально существующие объединения людей, представляющие собой относительную целостность.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ – не только преступления и правонарушения, но и любое поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – конкретная устойчивая система взаимодействий двух партнеров (индивидов, общностей, обществ); связующее звено (интерес, ценность и т. д.), которое становится платформой отношений; конкретная система долженствования (или нормативных функций), которую партнеры должны выполнять по отношению друг к другу.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – механизм согласования, оценки и санкционирования деятельности социальных институтов с поведением индивидов, групп, общностей с точки зрения господствующих в обществе норм.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – столкновение социальных интересов, разногласие, спор.
СТРАТИФИКАЦИЯ – социологическое понятие, обозначающее социальную структуру общества и отдельных его слоев.
УСТАНОВКА – выражение ценностной ориентации индивида в форме социально детерминированной предрасположенности личности (или социальной группы) к заранее определенному отношению (позиции) к тем или иным объектам внешнего мира.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – взаимодействия подсистем, выполняющих различные функции.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – один из основных методологических подходов в современном западном обществоведении. Заключается в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих изучению, и определению места этих элементов и их роли в некоторой обширной связи.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – наиболее гибкая, предполагающая свободный выбор и, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека форма включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности.
ЭКСПЕКТАЦИЯ – ожидание.
ЭМБАРГО – наложение государством запрета (ареста) на ввоз в страну (или вывоз из нее) другими странами золота, валюты, товаров.
ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ СВОЙСТВА – внезапно возникающие при объединении людей в группу или общность свойства, характеристики которых не обязательно тождественны характеристикам входящих в объединение людей,
ЯЗЫК – система фонетических символов, важнейшее средство коммуникации.
256
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?