logo
2 семестр 4

Понятие личности

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или потребности. Биологическая природа человека является базисом развития его социального мира. Как сознание человека, так и его потребности создаются общественными отношениями, в которые индивид вступает с момента рождения и находится до самой смерти.

Включение индивида в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждый конкретный человек персонифицирует через социальные группы, со

123

циальные организации, социальные институты, господ. ствующие в обществе нормы и ценности, т. е. через культуру. В результате этого индивид включается в большое число социальных систем разного уровня, каждая из которых оказывает на него имманентно присущее данной системе воздействие: семья, круг друзей, общественные организации, рабочая группа, национальные общности и т. д. Таким образом, человек становится частью структуры данной системы, ее элементом.

Все психологические науки исходят из принципа общественной детерминированности и активности личности. На этом общая психология ставит точку, и далее начинают решаться собственно социально-психологические проблемы. Социальная же психология, пользуясь определением личности, разработанным в общей психологии, «выясняет, каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальное влияние (через какую из систем ее деятельности) и, с другой – реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности) » [5. 1]. Такой подход отличается от собственно социологического тем, что последний выявляет, каким образом сформировались социально-типические черты, почему в одних условиях жизнедеятельности личности они выражены в большем объеме, почему в других условиях какие-то иные социально-типические черты возникли вопреки принадлежности человека к данной социальной группе, к социальной среде. Следовательно, в социологии акцент делается прежде всего на выявление социальных качеств, социальных типов личности (типов поведения). Именно в структуре сознания и деятельности отдельных индивидов, которых изучает социолог (например, путем опроса или наблюдения), отражается общее и особенное социальных систем, общностей, групп, к которым они принадлежат.

Исходя из этого личность можно определить как «социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого я косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми я делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» [5. 2].

Такой подход к пониманию личности наиболее целесообразен, так как отражает собственно социологическую специфику, в которой человек представлен как член определенного об

124

щества, социальной общности, группы, воплощающий в себе различные социально типические черты.