2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
Становление феодализма сопровождалось временным упадком культуры и экономики: сократилась торговля, захирели ремесла, а многие некогда многолюдные города и центры активной общественной жизни превратились в деревни.
Для феодального общества стран Западной Европы была характерна сложная иерархическая социальная структура. Своим основанием она опиралась на массу зависимого крестьянства, а затем и мелких ремесленников. Над ними возвышалась целая пирамида: от рыцарей, баронов, графов до короля или императора.
Основной религиозной идеологией западного средневековья был католицизм. Эта религиозная идеология была столь всемогущей, что по сути дела обладала приоритетом перед законом даже в судах. Церкви принадлежало до одной трети всех возделываемых земель. Церковь была монополистом в
46
культурной и духовной жизни общества. Школы всецело находились в руках духовенства и были приспособлены для его нужд. Такая тотальная власть церкви придавала даже классовой борьбе религиозный оттенок. Но и в эпоху средневековья жизнь не стояла на месте. Расширение торговли, географические открытия, крестовые походы способствовали ознакомлению Запада с восточной культурой, вели к росту научного знания: астрономии, математики, техники и т. д. В Париже, в ряде итальянских и английских городов, а затем в Праге были созданы первые университеты. Хотя они были изначально центрами ученого богословия, в них все-таки зарождались социально-философские течения, изнутри подрывающие вековую схоластику.
Примерно в XII – начале XIII века в Европе получили распространение новые переводы трудов Аристотеля, который приобрел величайший научный авторитет среди передовой части общества. Научные открытия в естествознании давали возможность поднять социальную теорию на новый уровень. Новый мир требовал новых идей.
Самым распространенным мировоззрением этого времени было учение Фомы Аквинского (1226-1274). В своих трудах он писал не только о философии, но и об экономике, морали, праве, государстве и обществе, т. е. всех социальных институтах, которые его составляют. Его учение было признано единственно истинным мировоззрением католицизма и таковым провозглашается по сей день. Не случайно столпы Ватикана пропагандируют «неотомизм», издают десятки книг, посвященных Фоме Аквинскому.
Предметом его социально-философских произведений являлась вся совокупность знаний. Фома Аквинский считал, что философия не должна противостоять теологии, но первая настолько же ниже последней, насколько разум человека ниже разума божественного. Он признавал целостность и иерархичность в природе и в обществе, при этом считая, что каждая нижестоящая ступень имеет свою цель в высшей и стремится к ней, вся же система в целом стремится к Богу. Закрепляя таким образом общественное неравенство, Фома Аквинский утверждал, что подниматься выше своего сословия грешно, так как разделение на сословия установлено Богом. Из Божьей воли он выводит и власть государя. Вместе с тем он считал, что
47
светской власти подчинены лишь тела, тогда как души подчинены только Богу. Верховная же власть должна принадлежать церкви и наместнику Христа на земле – римскому папе.
Среди стран Европы в XIII—XIV веках в экономическом развитии сравнительно быстро преуспела Англия. В Оксфордском университете, студенты которого принимали участие в многочисленных социальных движениях, возрастало влияние светской образованности, распространялись эмпирико-философские воззрения предвестника Нового времени – Роджера Бэкона (ок. 1214-1294), францисканского монаха, который провел в заключении в церковных темницах почти четырнадцать лет.
Роджер Бэкон критиковал схоластическую философию и предлагал взамен метод опытной науки, «доходящий до познания причин явлений», тем самым закладывал основы эмпирической социологии. Сторонник опытного эмпирического знания Бэкон считал, что выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты, и поэтому такая наука есть «царица наук». Бэкон сделал ряд ценных открытий в астрономии, физике, химии, военном деле, наметил идеи конструкции очков, телескопа и микроскопа.
Несмотря на то что в официальных философских учениях в феодальную эпоху господствовал идеализм, перемешивающийся с религиозным миросозерцанием, материалистическое мировоззрение укреплялось не только в науке, но и в художественном творчестве (в былинах, сказках, повестях), выступлениях еретиков. Все это способствовало развитию науки и культуры, формированию нового, более реального взгляда на мир, общество, человека.
Потребность в развитии новых социальных теорий в странах Западной Европы связаны с необходимостью регулирования усложняющихся общественных отношений, особенно в политической, экономической и, следовательно, правовой сферах. Поэтому не случайно в трудах ученых социальные проблемы все больше рассматривались как реальные материальные порождения практических человеческих отношений, а новые знания накапливались вне и помимо религиозно-философских концепций абстрактного «бытия».
В конце XVI – в первой половине XVII века в Западной Европе окончательно сформировались прогрессивные направления в социальной философии, тесно связанные с достиже
48
ниями естествознания и техники. В это время центр развития культуры, наук, торговли переместился из Италии в Англию, Нидерланды и Францию. Одной из основных стран развития социологической мысли становится Англия. Здесь были продолжены лучите традиции античных материалистов и передовых мыслителей эпохи феодализма. Уже с XVI века экономика Англии приобретает капиталистический характер, в стране эффективно развивается мануфактурное производство. На этой основе усиливается торговая и промышленная буржуазия – новый социальный слой общества. Накопление капитала вело к разрушению старых общественных отношений, старых структур, а значит, и старых мировоззрений.
Им на смену шли новые идеи. В числе выдающихся английских мыслителей Нового времени выделяется Фрэнсис Бэкон (1561—1626) – сын лорда-хранителя печати при королеве Елизавете. Окончив Кембриджский университет, он стал заниматься юридической практикой.
Фрэнсис Бэкон задумал энциклопедический труд, излагающий основы знания, – «Великое восстановление наук», но, к сожалению, не успел его закончить. Он подготовил лишь две части своего труда: «О достоинстве и умножении наук», где описывается объект научного исследования, и знаменитый «Новый Органон», описывающий индуктивный метод познания. Истинной наукой он считал естествознание, а физику, опирающуюся на чувственный опыт, — важнейшей его частью. Ф. Бэкон полагал, что чувства непогрешимы и являются источником всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода [2. 3].
Эти взгляды Ф. Бэкона на природу и назначение научного познания закладывали основы не только нового мышления, но и знаний об обществе и человеке, которого он считал материальным, телесным существом. Бэкон отмечал, что истинное знание приобретается через выяснение причинных связей, а не фантазирование о «различных целях провидения» или о «сверхчувственных чудесах». Согласно его концепции познания, опыт является первой ступенью, а разум – второй, производящей рациональную обработку данных опыта. Отвергая крайности эмпиризма и рационализма, Ф. Бэкон ставил проблему связи
49
между ощущениями и разумом в познании, тем самым стихийно закладывал основы диалектики. Специфика бэконовского метода – эмпиризм, который носит материалистический характер, а также широкое применение индуктивного метода анализа. Этот метод в социологии и сегодня является одним из основных при конкретно-социологическом анализе социальных явлений и процессов.
Второй, не менее важный вклад Бэкона в формирование социологических концепций Нового времени – это постановка проблемы эксперимента. Он утверждал, что в познании необходимо пользоваться не случайным опытом, а планомерно организованным экспериментом, что «пытать природу» надо при помощи специальных орудий исследования, например с циркулем и линейкой в руках.
Согласно Бэкону, основой индуктивного метода является восприятие отдельных фактов. Далее, поднимаясь медленно, шаг за шагом, надо доходить до общих положений. При этом индуктивный метод он связывал с анализом, выступая против «простого перечисления» фактов. В своей работе «Новый Органон» Бэкон именует индукцию «выведением или порождением аксиом из опыта», а дедукцию рассматривает как «выведение или извлечение новых опытов из аксиом» с целью получения нового знания.
В трудах Ф. Бэкона по сути дела заложены основы социологического анализа, который представлен в «Таблицах и Сопоставлениях примеров». Таблицы дают возможность разуму обобщить опытные данные, выявить причины и зависимости одних явлений от других. Бэкон выделяет три типа таких таблиц, каждая из которых является ступенью познания, в которой отражено наблюдаемое явление. Сопоставив определенное число опытных данных, можно по сходству условий, при которых происходит изучаемое явление, выявить фактор, неизменно присутствующий при этом. Этот прием Бэкон назвал приемом сходства или присутствия. Если изучаемое явление отсутствует, то наблюдаемые факты должны быть исключены из числа причин изучаемого явления.
Несмотря на то, что Бэкон применял свои «таблицы» при изучении природы, он заложил основы логического анализа, разработанные позднее английским философом Дж. Миллем (1806-1873) в книге «Система логики», где он сформулировал
50
четыре метода доказательства причинно-следственных связей: единственного различия, единственного сходства, сопутствующих изменений, остатков, широко применяемых сегодня социологами и другими обществоведами. Таким образом, индуктивный метод и логические доказательства Ф. Бэкона имеют большое значение и для развития социологической науки.
Немаловажный вклад внес Ф. Бэкон в классификацию наук, основанную ни различных духовных способностях человека (воображении, памяти, рассудке). Эта классификация в дальнейшем была использована французскими материалистами в XVIII веке при разработке плана знаменитой «Энциклопедии». Сторонник сильного централизованного государства, Ф. Бэкон придавал первостепенное значение промышленности и торговле. Главную политическую силу в структуре общества он отождествлял с купечеством («политическое тело общества»), а потому он выступал против привилегий дворянству, в народе же он видел источник смуты, рекомендовал относиться к нему строго.
Научные, философские и социологические идеи Ф. Бэкона принесли ему мировую славу, его влияние было огромно. Русский писатель и публицист А. И. Герцен писал, что Бэкон, как Колумб, открыл в науке новый мир, именно тот, на котором люди стояли спокон века, но который забыли, занятые интересами схоластики.
Продолжателем идей Ф. Бэкона был Томас Гоббс (15881679). Он получил классическое образование и Оксфорде, некоторое время работал секретарем у Ф. Бэкона. Гоббс написал ряд трудов: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан». В философии Гоббса четко выделяются два направления: философия естественная, занимающаяся природными телами, и «философия гражданская», касающаяся искусственных тел, т. е. человеческого общества, по существу – социальная философия. При этом основу социально-философских и социологических воззрений Гоббса составляет детерминизм, который, по его мнению, является ключом к объяснению всех социальных процессов.
Томас Гоббс считал, что всякое эмпирическое знание должно подвергаться обработке, сущность которой он видел в вычислении. На первый план он ставил количественно-математическое начало, утверждая, что складывать и вычитать можно и величины, тела, движения, времена, качества, понятия, отно
51
шения и слова, в которых может содержаться всякого рода философия [2. 3]. Вместе г. тем Гоббс полагал, что эмпирическая индукция не может быть применима ко всем областям знания, в частности к геометрии и социологии, где, по его мнению, правит рациональная дедукция. Таким образом, Гоббс «разрывал» две необходимые стороны научного познания: индукцию и дедукцию, что было шагом назад по сравнению с Ф. Бэконом.
Будучи атеистом, Гоббс считал, что религия и церковь полезны государству в качестве «социальной узды». Его социально-философские концепции государства и общества наиболее четко обозначены в сочинениях «О гражданине» и «Левиафан». Общество он трактует как гигантский механизм, а человека как элементарнейшую частицу этого механизма, эгоиста, движимого исключительно чувством самосохранения. Человеку присущи эгоизм и злоба – «человек человеку волк», поэтому люди вступают в конфликт, отсюда «война всех против всех». Такие характеристики общественных отношений Гоббс считал естественными чертами любого общества и делал вывод, что все люди равны между собой, но именно равенство порождает конфликты между членами общества. Следовательно, «узда» в виде деспотизма – условие гражданского благоустройства, при котором «естественное» состояние общества переходит к «общественному» благодаря «договору» или взаимному согласию.
Дальнейшее развитие социологические взгляды Ф. Бэкона и Т. Гоббса нашли в трудах английского философа-просветителя Джона Локка (1632-1704). Он родился в Рингтоне в семье адвоката, учился в Оксфорде, изучал философию, естествознание и медицину. Основная работа Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме» развивает эмпиризм Ф. Бэкона и доказывает, что знание происходит не просто из опыта, а из чувственных данных, из ощущений. При этом Локк считал, что теория познания неразрывно связана с психологией.
В концепции познания Локк выделяет три основных положения.
1. Нет врожденных идей, все познание рождается в опыте и из опыта.
2. Душа (или разум) человека при рождении есть «чистая доска».
3. Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах.
52
Данные опыта – вот «единственные окна» в мир. Ощущения, получаемые человеком из окружающей среды, — первое и основное начало всякого познания. Эта идея детерминизма сознания личности окружающей средой нашла свое блестящее развитие в трудах французских материалистов XVIII века в их концепции роли социальной среды в формировании личности.
Значительный вклад внес Дж. Локк в эмпирическую психологию, утверждая, что первостепенное значение в ной должно уделяться самонаблюдению (интроспекции). Будучи деистом, Дж. Локк признавал Бога и соединял веру с разумом. В своих теориях Локк исходит из естественного состояния людей и их договорных отношений с государством, поэтому отстаивает частную собственность, денежное хозяйство, экономическую политику, поощряющую торговлю и индустрию.
Локк обращает большое внимание на «общие термины», в которых обобщены явления, процессы, вещи, все, что нас окружает. Однако Локк уточняет, что общие и универсальные термины – это создание разума. Общее и универсальное не относится к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления и касаются только знаков – слов или идей. Слова бывают общими, когда употребляются в качестве общих идей, и потому применимы одинаково ко многим отдельным вещам; идеи же бывают общими, когда выступают как представители многих отдельных вещей. Но всеобщность не относится к самим вещам, которые являются общими по своему значению [2. 3].
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?