logo
2 семестр 4

2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства

В середине IV века до н. э. из всех сравнительно крупных и независимых государств древнего Китая выделяется царство Цинь. К этому времени относится распад общины, что приводит к изменениям в характере общественных отношений. Происходящие процессы были следствием экономических изменений, введением института частной собственности на земельные угодья и расширением купли-продажи земель.

Продолжающиеся непрерывные войны и мобилизация сотен тысяч крестьян на строительство Великой китайской стены подрывали экономическую жизнь империи, вызывали неудовлетворенность народных масс условиями жизни. Мощное народное восстание привело к гибели Циньской династии и установлению правления новой династии Хань (примерно 206 до н. э. – 220 н. э.).

В VI веке до н. э. Китай оставался конгломератом постоянно враждующих династий. Одни претендовали на гегемонию, другие старались выжить. Нестабильным было и положение

34

самих правителей царств, внутри каждого из них шла борьба в среде высшей аристократии, отдельные представители которой претендовали на царский престол.

В этот бурный исторический период наибольшее распространение получают идеи Конфуция (551-479 до н. э.). Он был широко известен как создатель этико-политического учения. Составленная его учениками книга «Лунь юй» является отражением содержания взглядов Конфуция. Китаевед Л. С. Переломов отмечал, что во времена Конфуция во всех без исключения китайских царствах происходил все нарастающий процесс внедрения государства в общину, подчинения общинника, минуя аристократию и общинные органы управления. Процесс этот был долгим, мучительным и сложным, так как аристократия не хотела расставаться со своей властью. В сложившейся ситуации правители неоднократно обращались за советом к представителям различных этико-политических и философских школ. Спрос породил предложения, и современник Конфуция Цзы Чань выдвинул идею ввести среди земледельцев систему круговой поруки, основанную на поголовном доносительстве.

Нестабильная ситуация в стране в условиях жесточайшего кризиса борьбы за власть привела к падению нравов, подмене истинных ценностей их суррогатами. Все это наложило глубокий отпечаток на формирование личности молодого Конфуция, стремящегося к поиску идеальной модели личности, следование которой должно было привести к согласию в обществе, к оздоровлению политической и социальной ситуации в стране. Таким образом, его учение имело вполне социологические основания и цели.

Основным понятием этики Конфуция является «жэнь» (гуманность), нравственный принцип которой определяет все отношения между людьми и в обществе, и в семье, а одно из центральных мест в его учении занимает понятие «благородный муж», которому отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания. Конфуций проповедовал любовь к старшим по возрасту и социальному положению, а поэтому каждый человек должен действовать в соответствии со своей ролью и своим местом в обществе. Он полагал, что люди должны быть великодушны и свято почитать культ предков.

По мнению Конфуция, во главе государства должны стоять мудрые люди, так как их главная задача – личным при

35

мером воспитывать своих граждан, сохранять мир и доброжелательность человеческих отношений.

Он придавал большое значение образованности и нравственному совершенствованию личности. Каким же должен быть «благородный муж»? В книге «Лунь юй» он указывает: «Благородный муж всегда исходит из чувства справедливости, которое выражается в том, что в делах он следует правилам поведения, в речах скромен, при завершении дел – правдив. Именно таков и есть благородный муж». Опираясь на социальный опыт и знания предшествующих поколений, Конфуций вносит в теорию социальных институтов и социологию личности ряд важных положений. Созданная Конфуцием социальная модель личности оказала огромное влияние на формирование национального характера и духовную жизнь китайской нации. Этими теоретическими положениями Конфуций в определенной мере достиг своей реальной цели – нашел «ключ» к созданию гармонического китайского общества.

Свои идеи Конфуций воплощал в жизнь. Впервые в истории Китая он создал частную школу, занимался собиранием и записью народных песен, преданий и исторических рукописей, упорядочением древних книг, редактировал «Книги песен», «Книги исторических преданий», составил комментарии к «Книге перемен» и летопись царства Лу.

Понятия (или категории) конфуцианской этики и сегодня близки и созвучны нравственным общечеловеческим ценностям. Например, каноническая трактовка категории жэнь обязывает: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Конфуцианская жэнь являлась критерием упорядочения отношений между представителями родовой знати в Древнем Китае. Категория Ли (буквально «почитательность», «приличие», «церемония», «ритуал») в конфуцианской этике объединяла широкий круг правил, регулирующих отношения между правителями и подчиненными, между всеми общественными группами (сословиями, родами, семьями) и внутри их, а также отношения между отдельными людьми.

Социологические идеи Конфуция о построении идеального типа личности, путях его достижения можно и сегодня назвать этическими ценностями человеческой жизни, которые являются вечными. «По природе все люди сходны, — писал Конфуций, — и лишь привычки и воспитание делают людей отличны

36

ми друг от друга... Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменчивы» («Лунь юй»). Конфуций впервые в истории цивилизации отделяет этические нормы от религиозных, рассматривает мораль как форму совершенствования реальных общественных отношений. Идеи Конфуция, особенно о нравственном воспитании человека, регулировании человеческих отношений, сыграли прогрессивную роль не только в истории китайской культуры, но и всего цивилизованного мира. Известный современный мыслитель-богослов Александр Мень писал, что «конфуцианский идеал – не просто экзотическая философия, а первая попытка сформулировать учение о том, что конечная цель человека – чисто земная, что нравственность может быть укреплена независимо от религии, а трагичность жизни преодолена созданием гармоничного общества».

После смерти Конфуция среди его последователей разгорелась идейная борьба. Ряд его учеников склонялись в сторону мистики и идеализма, базируясь на социально-философских идеях Конфуция о культе предков и отстаивании традиционных религиозных церемоний, другие – развивали его идеи о близости людей друг другу по своей природе, его гуманистические взгляды на мир, человеческие отношения.

Религиозно-философские воззрения мыслителей Индии и Китая дали наглядные образцы социологической мысли, особенно ярко выраженные в конфуцианской этике, не столько объясняющей общественные отношения, сколько пытающейся их исправить, показать человеку, какими они должны быть, какими путями можно этого достичь. Здесь человек не только религиозное, но и мирское существо, обязанное освоить нравственные нормы и строить по ним повседневную жизнь. Это •— непреходящий этический идеал.