Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
В 1897 году психиатр, криминалист, антрополог Ч. Ломброзо (1835-1909) выступил в печати со своей теорией «прирожденного преступника». В числе основных факторов, веду
222
щих начало от биологии субъекта, выдвигались атавизм, дегенерация, эпилепсия, которые он определял понятием «умственная неполноценность». Эта теория была воспринята научной общественностью неоднозначно. Особенно критически к ней отнесся марксизм, отрицающий какую-либо биологическую детерминированность преступного поведения.
Вместе с тем данные психиатрических и криминологических исследований преступного поведения, проявляющегося в раннем детстве, свидетельствуют о том, что в социальной среде усваивается, скорее всего, не преступное, а нормальное поведение.
Психологические исследования показывают, что в ранних попытках самовыражения и формирования собственного «Я» не обладающий навыками социального поведения, невоспитанный и необученный ребенок прибегает ко лжи, хитрости, уверткам, гневу, ненависти, воровству, агрессии, насилию и другим формам асоциального поведения. Изменение поведения ребенка, связанное с утверждением социальных норм общежития, альтруизмом, воздержанностью от насилия как раз и является результатом воспитания, социализации, в процессе которой ребенок осознает, что получить одобрение взрослых можно лишь в том случае, если поведение будет соответствовать общепринятым социальным нормам.
Таким образом, можно утверждать, что формирование законопослушной личности связано с эффективностью процесса социализация и воспитания.
Однако односторонняя негативная оценка биологической концепции также весьма опасна. Исследования, проведенные российскими социологами и криминологами, в частности М. В. Лупандиным и В. Н. Кудрявцевым, доказывают, что умственная отсталость, имеющая, в том числе и наследственные истоки, характерна в тех или иных формах почти для одной трети лиц, совершивших различные, особенно связанные с насилием над личностью, преступления.
Дальнейшее развитие биологическое направление получило в трудах современных американских ученых, связывающих отклоняющееся поведение с характером строения тела и объясняющих преступное поведение аномалией половых хромосом. Пока что можно утверждать, что все существующие концепции такого рода находятся на
223
уровне научных гипотез, которые требуют дополнительных изысканий.
Если рассматривать влияние собственно биологических факторов на возникновение преступного поведения, то речь может идти лишь о лицах, имеющих ярко выраженную патологию, деформирующую способность к объективному восприятию действительности, самоконтролю, самоанализу. Следовательно, врожденная патология биопсихологической системы личности является серьезной объективной предпосылкой формирования преступного поведения индивида.
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?