В. Харчева
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних специальных учебных заведений
Р е ц е н з е н т ы:
Профессор З. Т. Голенкоеа (Институт социологии РАН), профессор Ф. Б. Городисский (Московский государственный университет), доцент П. В. Щепетков (Московский приборостроительный техникум)
Учебное издание
Харчева Валентина Геннадьевна
Учебник
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
Редактор Н. Г. Давыдова
Обложка Е. Молчанова, С. Носова
Компьютерная верстка П. Ю. Аборина
Оглавление
В. Харчева 1
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ 1
Оглавление 1
Предисолвие 3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 6
1. 1. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ 6
1. 2. КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ» В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ 11
1. 3. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 15
1. 4. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИОЛОГИИ 19
1. 5. СОЦИАЛЬНЫЙ МИР, СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 22
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 25
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 25
Глава 2. ОТ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 26
2. 1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 26
2. 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 29
2. 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ КОНФУЦИАНСТВА 32
2. 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 35
2. 5. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ 44
2. 6. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XVII-XVIII ВЕКОВ 51
2. 7. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 59
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 64
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 66
Глава 3. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 67
3. 1. ОСНОВАТЕЛЬ ПОЗИТИВИЗМА ОГЮСТ КОНТ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ 67
3. 2. ПОЗИТИВИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 77
3. 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ 82
3. 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ 88
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 94
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 95
Глава 4. УРОВНИ И ПАРАДИГМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 96
4. 1. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 96
4. 2. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ФАКТА 102
4. 3. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 105
4. 4. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНЫХ ДЕФИНИЦИЙ 109
4. 5. ПАРАДИГМА ДЕТЕРМИНИЗМА 113
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 117
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 118
Глава 5. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 119
5. 1. ЛИЧНОСТЬ 119
5. 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 130
5. 3. КУЛЬТУРА 144
5. 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 156
5. 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 168
5. 6. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИНДИВИДОВ 184
5. 7. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 205
5. 8. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 214
5. 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО 232
5. 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 240
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 250
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 255
Глава 6. ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 257
6. 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 257
6. 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 263
6. 3. ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ 275
6. 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ СБОРА ИНФОРМАЦИИ 279
6. 5. ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ 282
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 285
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 287
Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования 288
ЦЕНТР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 288
Литература 296
Предисолвие
Именной указательПроисходящие в современном обществе изменения предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Практика показывает, что присущие человеку от рождения биопсихологические предпосылки освоения природного и социального мира являются лишь фундаментом становления Личности. Важную роль в формирования личности играют воспитание и образование, особенно гуманитарное. Благодаря гуманитарным знаниям и опыту человек не только осваивает и сохраняет созданные предшественниками духовные богатства социального мира, но и вырабатывает новые культурные ценности.
Видное место в ряду других наук о человеке и обществе отводится социологии – науке о социальном мире, социальных взаимодействиях личности. Какие бы сложные и высокие задачи не стояли перед человеком или группой, все они, в различной степени, упираются в характер человеческих отношений, в умение и способность людей жить вместе, разделять какие-либо общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций, которыми изобилует наш социальный мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе.
Следовательно, каждому из нас, и специалисту особенно, необходимо не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы (начиная с семьи), общно
5
сти, общества и все мировое сообщество. Социология поможет вам разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности. Она позволит также получить представление о многих других вопросах, без которых трудно понять и объяснить поведение людей в различных жизненных ситуациях.
Конечно, познать и понять окружающий нас социальный мир можно посредством жизненного опыта, но такая форма познания, во-первых, требует значительного временного периода, во-вторых, человек, особенно молодой, может совершить ряд непоправимых ошибок прежде, чем примет правильное решение. Например, попробуйте разобраться в деятельности многочисленных партий, которые созданы сегодня в России и претендуют на ваше доверие и участие. Социология поможет вам изучать жизнь, вооружившись опытом и знаниями всех предшествующих поколений, она сформирует социологическое мышление, позволяющее познать и оценить социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию. Тем более, что каждому специалисту приходится иметь дело не столько с машинами, технологиями и товарами, сколько с другими людьми и их взаимоотношениями. Конечно, социологию нельзя считать панацеей от всех жизненных проблем, но человек, разбирающийся в проблемах брачно-семейных отношений, социальных конфликтах, воспитании детей и многих других вопросах, вероятно, будет более осмысленно подходить к отношениям с коллегами по работе, друзьями и близкими, к созданию семьи.
В России и на Западе долгое время существовало ошибочное прагматическое убеждение, что социальные знания нужны лишь тем, кто будет заниматься вопросами политики, культуры, образования, воспитания, тогда как человек, связанный с материальным производством, может вполне обходиться и без них. Эту позицию еще более усугубила узкая специализация. При решении народнохозяйственных проблем ни человек как часть природы, ни сама природа часто не учитывались. Более того, и в самой политике господствовали не научные, а идеологически деформированные социальные взгляды, волевой подход. Последствия катастрофические – духовный, нравствен
6
ный и экологический кризис. Урон, нанесенный духовному развитию личности и культуре общества, трудно переоценить. Это тысячи разрушенных в угоду идеологии и политике храмов, уничтоженные леса и заповедники, тем более, что многое из утраченного невосполнимо. Вот почему какими бы узкопрофессиональными проблемами не занимался специалист, он всегда должен рассматривать их с высоты «птичьего полета», учитывать не только технические, технологические, но и социальные последствия своих решений, а для этого надо иметь социологическое мышление и знания.
Поэтому образование, включая и профессиональную подготовку, призвано стать подготовкой не узкого специалиста, a гражданина общества, способного понять, что высшая ценность социального мира – человек и все следует делать по имя его и на его благо.
Современный мир исключительно сложен. Он полон кризисов, конфликтов, противоречий, локальных войн, оказывающих драматическое воздействие на человеческие судьбы. Как этому противостоять? Каждому из нас необходимы понимание и добрая воля. Легче не допускать конфликты, чем их разрешать. Это возможно только тогда, когда мы будем способны к научному познанию окружающего социального мира, к пониманию того, что у каждого человека своя социальная реальность и с этим надо считаться, чтобы сделать свою жизнь более достойной и сохранить земной шар для потомков.
Aвтор выражает признательность Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации и Институту «Открытое общество» за поддержку, оказанную при подготовке настоящего учебника.
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?