logo search
2 семестр 4

2. 2. Социальные представления в древней индии

Выделение собственно социальных идей в древности представляет большую сложность, так как религиозная и светская жизнь людей практически не разделялись и из-за страха перед божьим наказанием, и в силу существующих социальных отношений, при которых власть духовная была вершителем судеб, в том числе, и представителей высшего общества. Чаще всего мирская и религиозная «власти» объединялись в одном лице. Однако попытаемся все же провести границу между религиозными и светскими установлениями там, где возможно.

Мыслители древней Индии дали замечательные образцы глубоких и разнообразных социальных воззрений на общество и бытие человека. История социальной мысли древней Индии

31

восходит к концу второго – началу первого тысячелетия до н. э., когда в долине Ганга существовали небольшие рабовладельческие государства, хозяйство которых базировалось на ирригационном земледелии, отражающем высокий (для того времени) уровень научного и технологического развития.

Индийская община была весьма прочной, и эта прочность основывалась на сочетании ремесла и земледелия. Относительный подъем экономической жизни, с одной стороны, и обострившиеся социальные конфликты, с другой, привели к сдвигу в области господствующей идеологии и общественного сознания, к нарождающейся борьбе идеализма и материализма.

Основной, общепризнанной религиозной, а значит, и социальной концепцией жизни в рабовладельческом обществе Индии был брахманизм. Он формировался и развивался в ходе трансформации ведической религии индоарийских племен. Верховные боги – Брахма, Вишну и Шива – рассматривались жрецами (брахманами) как вершители судеб. Большую роль в религии играли анимистические представления и культ предков. Сложные ритуалы, совершаемые брахманами, строгая обрядовая регламентация образа жизни людей, аскетические подвиги отрешения от всего земного рассматривались как средства, обеспечивающие по закону кармы лучшее перевоплощение души и конечное освобождение от цепи переживаний, с которыми постоянно сталкивается человек в своей земной жизни. При этом высшей кастой (сословием) в Индии были брахманы.

Согласно Ведам, брахманизм требовал определенного образа жизни, а не просто наследственной принадлежности к касте брахманов. Следовательно, это учение отнюдь нельзя назвать абстрактным или нереальным. Действительно, Веды утверждали, что существует четыре касты: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры. Среди этих варн, согласно речениям Вед, брахманы – главные. Однако в Ведах существует четкое определение, кто может называться брахманом и что такое брахман: жизненное ли начало? тело ли? порода ли? знания ли? благочестие ли?

Первое положение «жизненное начало» в Ведах отрицается, так как «неизменно жизненное начало в различных телах – прошлых и будущих». «Тело» также отрицается, так как тело (по своей природе) у всех людей вплоть до самого низкого сословия одинаково. «Порода» тоже отрицается, так как сущест

32

вует много знатных риши разного происхождения. И среди них нанимают высшее положение многие лишенные знатного происхождения, проявившие свое знание. Брахман – это не «знание», так как множество мудрых людей постигли высшую истину. Брахман – это не «благочестие», так как много людей, отдающих золото.

Кто же такой брахман? Тот, кто непосредственно, словно плод амалаки в собственной ладони, постиг «мировой дух» и благодаря достижению своей цели свободен от привязанности, • страсти и прочих недостатков; наделен спокойствием и прочими достоинствами; свободен от зависти, жажды, надежды, ослепления и прочих состояний; пребывает в мыслях, не затронутых обманом, самосознанием и прочим. Кто обладает названными свойствами, тот поистине брахман. Нет иного пути к достижению брахманства, утверждается в Ведах [2. 1]. В этой философии взаимодействия общества и человека, наряду с сугубо религиозным мотивом – отказом от всего земного, явно выделяется нравственное, мирское начало в жизни конкретного человека.

Даже согласно Ведам, гуманизм и человеколюбие должны быть реальным жизненным началом любой Варны, т. е. пронизывать общественные отношения людей, их повседневную жизнь. Идеология брахманизма, проповедующая аскетизм, призывала человека полностью отказаться от повседневных забот для того, чтобы душа потеряла связь с материальным миром и тогда наступило ее полное тождество с брахманом. Это «освобождение» души составляло якобы высший смысл человеческой жизни. Однако достичь подобного состояния дано не всем, а лишь тем, кто способен к откровению и самосозерцанию.

При всей нравственной привлекательности учения брахманизма не все могли представить себе сугубо духовные ценности целью жизни. Этому способствовали неравенство социальных отношений, окружающий человека многообразный мир с прелестями мирской жизни, от которой знатные и богатые люди вовсе не собирались отказываться ради достижения духовнорелигиозного совершенства.

Стремлениям человека к познанию этих противоречий, желаниям объяснить их отвечала материалистическая философия – чарвака [2. 2]. Сторонники этого учения выступали против идеализма и религии, занимались вопросами познания и логики, а единственным источником знания считали воспри

33

ятие и ощущение. Чарвака критически оценивала Веды, особенно как источник жизненной истины, она отрицала существование бога и признавала материальный мир независимым от божественного проведения.

История социальной мысли древней Индии говорит о большом многообразии идейных течений и их представителей, пытающихся не просто объяснить мир человеческих отношений, но и «согласовать» его с религиозным бытием человека, показать ценность религии для реальных человеческих отношений. Желание сохранить религиозное господство над духовным миром личности привело к многовековой борьбе двух направлений: идеализма и материализма.

Многообразные социально-философские идеи нашли свое отражение в цивилизации, созданной индийским народом, и оказали воздействие на ход мирового развития.