Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
Рассмотрение вопроса связано с характеристикой конфессиональной парадигмы помощи, в основе которой лежит религиозная доктрина, церковная помощь. Основу христианской концепции помощи составляет философия деятельной любви к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - именно в этом смысловом единстве воспринимаются такие понятия, как «призрение» и «милование». Хотя благотворительность уходит своими корнями в языческие времена, значительное свое развитие она получила лишь после крещения Руси (988г.).
Существенно, что церковная практика помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: монастырской системе и помощи через приходы. Традиционно также продолжала существовать и языческая форма помощи - подаяние, трансформировавшееся в христианский период в милостыню, как форму благотворения.
Важно помнить то, что монастыри в рассматриваемый период становились основными очагами призрения увечных, слепых, престарелых, сирот и вдов. Монастыри и церкви содержали богадельные избы, больницы, скудельницы, училища для писцов. Экономической основой такой деятельности являлась «десятина» (десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.д.).
Более открытой, чем монастырская помощь, была помощь через приходы. При них существовали богадельни, в церковной казне можно было ссудить денег, хлеб, семена. Для детского призрения устраивались приюты для подкидышей и сирот. Велико значение приходов и в распространении грамотности.
Важно учесть так же, что благотворительностью тогда занималась не только церковь, но и великие князья. Выделяют два этапа становления княжеской защиты и попечительства. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он охватывает период времени от крещения Руси великим князем Владимиром и до второй половины XII века – образования отдельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. Второй период - со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности, как кормление нищих и убогих, учреждение монастырских больниц, открытие сиротских училищ, выкуп пленных, выделение средств на строительство жилья после сильных пожаров в городах, раздача милостыни и др. Уже в те времена многие из князей руководствовались христианской идеей: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Летописцы отмечают нищелюбие святого Владимира, великого князя Ярослава Владимировича и его брата Мстислава и др. Во второй половине XI века широкой помощью бедным выделялись также великие князья Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Историки отмечают прославившегося нищелюбием Владимира Мономаха, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Этому примеру следовали Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, княгиня Василиса, Александр Ярославович Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что носил мешок, из которого раздавал милостыню.
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической