6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
Дальнейшие существенные изменения в социальной политике России являлись частью либеральных реформ 60-70-х годов XIX века.
Указом Александра II 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и земских учреждениях». Органами местного самоуправления теперь провозглашались уездные земские собрания, состоявшие из гласных, избираемых на три года. Исполнительным органом стала земская управа во главе с председателем - уездным предводителем дворянства. Подобно тому создавались губернские земские собрания и управы.
В компетенцию земств входили земские лечебные и благотворительные заведения, попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, учреждения народного образования, строительство церквей и школ и др. Земства, по сути, являлись преемниками губернских приказов общественного призрения.
Важно отметить, что самые значительные достижения земств связаны с организацией народного образования. Серьезным вкладом так же стала их деятельность по организации медицинской и санаторной служб. Впервые за всю историю России медицинские учреждения в деревне стали обычным явлением.
Важнейшим направлением работы земств являлось призрение сельских бедных, больных и нетрудоспособных. Приняв от приказов общественного призрения всего лишь около сотни богаделен, сиротских домов и других учреждений, земские органы к концу XIX расширили сеть заведении общественного призрения до более 5 тыс. благотворительных учреждений.
Перестройка системы местного самоуправления коснулась и города. В соответствии с «Городовым положением» в городах России образованы выборные органы городского самоуправления - городские думы, которые избирались на четыре года. Исполнительным органом стала городская управа, работающая на постоянной основе под руководством городского головы.
В компетенцию городских дум входило продовольственное обеспечение горожан, развитие народного образования и культуры, забота о здравоохранении жителей. Основным объектом их управления являлось городское хозяйство, местная промышленность и торговля, кредитное и страховое дело. Особой статьей городского положения местному самоуправлению поручалось «попечительство о призрении бедных, устройство благотворительных и лечебных заведений и заведование ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях».
Так же, как у земств, объектом заботы городских дум являлось народное образование. В те годы активно открывались муниципальные учебные заведения самого различного профиля (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и т.д.). Широкое распространение получили воскресные школы. Эти общеобразовательные учебные заведения давали возможность получить начальное образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам и другим горожанам.
В сферу попечительской деятельности городских дум и управ входила медико-социальная помощь неимущим больным. Они активно сотрудничали с благотворительными обществами и частными лицами в целях расширения сети медицинских учреждений. Открывались новые больницы, развертывалось амбулаторное лечение населения. Достижением не только земской, но и городской медицины было введение впервые в мире медицинского страхования, позволявшего обеспечивать медицинской помощью беднейшие слои населения. К концу XIX века в городах значительно реже вспыхивали эпидемии и инфекционные заболевания, снизилась смертность населения.
Значительным разнообразием отличалась деятельность городских управлений в области общественного призрения. Развитию адресной помощи способствовало создание городскими думами специальных комиссий общественного призрения. Эти комиссии строили свою деятельность на основе участковых попечительств во главе с советом, при которых имелся штат сотрудников. Данные социальные подразделения занимались выдачей денежных пособий, устройством на работу, помещением в богадельни, направлением в детские санатории, предоставлением ночлежных мест и т.д. Деятельность городских органов самоуправления способствовала расширению сети благотворительных учреждений.
Другим важнейшим показателем оживления жизни общества в России пореформенного периода являлся рост социальной активности духовенства в сфере благотворительности.
Возрождение церковноприходской благотворительности во многом определялось «Положением о приходских попечительствах при православных церквях» (2 августа 1864 г.). Церковные попечительства быстро начали создаваться при многих приходах. К 1901 г. они охватывали пятую часть всех церквей России. Их забота характеризовалась многообразием форм и включала различные группы нуждающихся: инвалидов, престарелых, неизлечимо больных. При приходских попечительствах открывались богадельни, учреждались детские приюты с интернатами, школы. Использовались и такие формы социальной помощи, как выдача денежных пособий, бесплатных обедов из богаделен, оказание бесплатной медицинской помощи и т.д.
Немалый вклад внесла церковь в развитие сети церковноприходских школ. Опираясь на государственное финансирование и используя собственные средства, за 10 лет церковь открыла почти 30 тыс. церковноприходских школ, увеличив их сеть по сравнению с 1884 г. более чем в шесть раз.
Таким образом, церковь, в условиях ориентации правительства на создание государственной системы призрения, хотя и утратила ведущую роль в попечительстве обездоленных, но вместе с тем не прекращала оставаться институтом христианского милосердия и продолжала осуществлять социальную помощь нуждающимся.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической