7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
Профессионально-значимые качества специалиста по социальной работе – совокупность требований профессии к личности специалиста и его поведенческим проявлениям. Личностные качества социального работника в современной научной литературе (Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, В.И. Курбатов) принято делить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.
Качества первой группы отражают требования к психическим процессам (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональным и волевым проявлениям (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Эти качества определяют общую пригодность человека к профессиональной деятельности в сфере социальной работы.
Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности.
Существует классификация, предполагающая выделение шести групп профессионально-значимых качеств личности специалиста:
‑ профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, владение профессиональными знаниями и умениями;
‑ доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, сострадание, желание помочь;
‑ организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, аттрактивность, харизматичность;
‑ нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели;
‑ отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, самокритичность;
‑ высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.
Г.П. Медведева, не классифицируя личностно-нравственные качества специалиста по социальной работе, среди них называет:
честность – передача клиенту полной и неискаженной информации о процессе работы с ним и его предполагаемых результатах;
‑ совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии с внутренней системой убеждений и внешними требования профессионального долга;
‑ объективность – стремление принимать решение на основе взвешенной и адекватной информации, избегать предвзятого отношения к клиентам и коллегам и некорректных оценок, сделанных на основе собственного опыта;
‑ справедливость – отсутствие в профессиональной деятельности специалиста поведенческих моделей основанных на отношениях «симпатия - антипатия», равное и адекватное жизненной ситуации клиента распределение ресурсов социальной поддержки;
‑ тактичность – умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить клиента или коллегу в неловкое положение, не задеть самолюбие личности и ее достоинство, не унизить человека;
‑ внимательность и наблюдательность – способность концентрироваться на профессиональной задаче, отстраниться от разного рода личных переживаний в процессе работы с клиентом;
‑ терпимость – уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей;
‑ выдержка и самообладание – контроль за собственным эмоциональным состоянием, вербальными и невербальными проявлениями в процессе работы с клиентом;
‑ доброта – деятельная забота о благе клиента, стремление способствовать разрешению его трудной жизненной ситуации;
‑ любовь к людям – положительный настрой на восприятие клиента, эмоциональная расположенность по отношению к нему;
‑ самокритичность – способность к беспристрастному самоанализу, осознанию недостатков, ошибок в своей работе;
‑ адекватность самооценки – адекватное самоотношение, оптимальное сочетание веры в собственные силы и ощущение границ собственных возможностей;
‑ терпение – способность к длительному восприятию ситуации внутренне содержащей стрессогенные или раздражающие факторы;
‑ коммуникабельность – компетентность в профессиональном общении, владение им как средством оптимизации трудной жизненной ситуации клиента;
‑ оптимизм – преобладающий настрой на положительный результат взаимодействия с клиентом в сочетании с опорой на объективную информацию и оценку складывающейся ситуации;
‑ сила воли – способность произвольно регулировать свои действия, упорно достигать поставленной задачи, преодолевая внутренние и внешние барьеры;
‑ эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека;
‑ стремление к самосовершенствованию – ориентированность специалиста на использование любых возможностей для общекультурного и профессионального роста, повышения уровня своей компетентности;
‑ творческое мышление – креативность, гибкость, мобильность в процессе решения профессиональных задач.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической