Предисловие
В начале 90-х годов был сделан своеобразный прорыв в области подготовки социальных работников. Среди первых правовых актов, определявших законодательную основу деятельности в этом направлении был закон, принятый в 1991 г. бывшим ВС СССР «Об общих началах молодежной государственной политики в СССР», в котором впервые законодательно были закреплены статус социального работника для молодежи, сформировано положение о социальном работнике. Приказом Госкомитета по труду и социальным вопросам от 23.04.1991 г. квалификационный справочник должностей был дополнен новой характеристикой «Специалист по социальной работе». Вскоре, 13 мая 1991 г. Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы принял решение коллегии «Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РСФСР». В этом же году Госкомитет СССР по народному образованию (Приказ от 7 августа 1991 г. №376) открыл новую специальность для высших и средних специальных учебных заведений. Более чем в тридцати высших учебных заведениях страны состоялся первый набор абитуриентов по новой специальности.
В настоящее время в России создана развитая многоуровневая непрерывная система высшего профессионального образования в области социальной работы. Эта система включает в себя около 120 вузов во многих регионах России, в которых обучаются более 30 тыс. будущих специалистов социальной работы. Их подготовкой заняты более 3 тыс. преподавателей, в том числе более 2-х тыс докторов наук, профессоров и кандидатов наук, доцентов, объединенных почти в 100 кафедр.
Система подготовки профессионала по специальности «Социальная работа» включает в себя организацию учебно-познавательной и практической работы студента. Учебно-познавательная деятельность представляет собой изучение будущими специалистами общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации.
Настоящее пособие знакомит студентов с содержанием всех основных учебных дисциплин по специальности с целью формирования у будущих специалистов по социальной работе системы профессиональных знаний.
Оно выполнено в доступной форме постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов на них.
Несомненную ценность эти материалы представляют при подготовке студентов к междисциплинарному выпускному квалификационному экзамену, завершающему процесс обучения по избранной специальности. Пособие поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, в написании докладов, рефератов, курсовых и квалификационных работ.
Особо полезной книга окажется для преподавателей учебных дисциплин по направлению и специальности «Социальная работа» в плане использования ее содержания для установления межпредметных связей и устранения дублирования в изложении учебного материала.
Как справочное пособие оно может быть полезным и для практических работников социальной сферы в процессе повышения квалификации.
В учебном пособии были использованы материалы работ известных специалистов в области социальной работы и педагогики Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова, П.Д. Павленка, А.В. Мудрика, В.А. Никитина, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.И. Курбатова, Л.И. Старовойтовой и многих других.
Надеемся, что издание данного пособия будут способствовать совершенствованию системы подготовки специалистов социальной работы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической