10. Этические принципы социальной работы
Этические принципы социальной работы - это требования к морально-нравственному содержанию взаимодействия специалиста по социальной работе с клиентами, коллегами, представителями внешних организаций. К этическим принципам социальной работы относят:
-
соблюдение разумных интересов клиента – специалист, приступая к деятельности, должен заботиться, чтобы ее результаты принесли благо клиенту и обществу. Он должен помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей и оказать помощь в их удовлетворении;
-
личная ответственность специалиста по социальной работе за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Специалист по социальной работе выступает с позиций возможного, целесообразного, должного и желаемого результата, тогда как клиент может выступать только с позиций желаемого. Это обстоятельство делает его ответственным за результаты совместных действий в гораздо большей степени, чем клиент;
-
уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом из этапов совместных действий. Клиент социальной службы обладает всеми правами человека и гражданина, поэтому в любой модели взаимодействия он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения, свободен отказаться от методов и средств работы, предлагаемых специалистом;
-
конфиденциальность. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является закрытой информацией. Эти сведения могут сообщаться третьему лицу только с разрешения клиента и только тому, кто имеет отношение к решению его трудной жизненной ситуации. Исключения составляют случаи, когда сокрытие информации угрожает жизни и здоровью клиента или третьих лиц;
-
доброжелательность. Данный принцип предполагает позитивный настрой специалиста по социальной работе на клиента, ориентацию на оказание ему деятельной помощи;
-
бескорыстие. Специалист по социальной работе должен отказываться от любых материальных выражений благодарности клиента. Финансовые отношения между специалистом и клиентом могут носить только опосредованный характер;
-
полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях. Клиент имеет право знать обо всех действиях, которые предпринимаются с его участием или без такового. Достоинство клиента требует, чтобы он был полноправным субъектом процесса решения трудной жизненной ситуации;
-
антидискриминация. Принцип предполагает отсутствие предрассудков и предубеждений у специалиста по отношению к клиенту по признакам пола, вероисповедения, расы, национальности, возраста, социального статуса и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической