Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
С организационно-управленческой точки зрения социальная защита населения в Российской Федерации представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, созданное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 на базе двух министерств: Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития.
Полномочия Минздравсоцразвития России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам социального развития.
Минздравсоцразвития России также вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции.
Возглавляет этот федеральный орган исполнительной власти министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр наделен рядом полномочий и в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, он принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности фондов и назначает проверки их деятельности.
Финансирование расходов на содержание Минздравсоцразвития России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
В ведении Минздравсоцразвития России находится ряд федеральных служб и агентств: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Все перечисленные федеральные службы и агентства являются юридическими лицами. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными для них соответствующими нормативными правовыми актами – положениями об этих органах. Возглавляют службы и агентства руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством Российской Федерации.
В каждом субъекте Российской Федерации имеется орган социальной защиты населения и именуется он по-разному – министерство, департамент, комитет, управление. В любом случае правомочия региональных органов социальной защиты населения вытекают из тех задач, которые стоят перед Минздравсоцразвития России.
Региональные органы социальной защиты населения являются отраслевыми органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными администрации субъектов, обеспечивающими реализацию политики РФ и ее субъекта в области социальной защиты граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Уставом субъекта РФ, его законами, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Департаменте.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства.
Финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается Департаменту в оперативное управление.
Департамент возглавляет государственную систему социальной защиты региона, которая включает в себя различные государственные учреждения, осуществляющие деятельность в области социальной защиты населения.
Руководство Департаментом осуществляется по принципу единоначалия, возглавляет его руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности администрацией субъекта РФ.
Заместители руководителя Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности администрацией субъекта РФ по представлению руководителя Департамента,
Сотрудники Департамента являются государственными служащими, и на них распространяются законодательство о государственной службе и трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной службе. Для выполнения определенных функций могут быть заключены трудовые договоры с иными работниками, не являющимися государственными служащими.
Контроль за деятельностью Департамента осуществляет администрация региона. Ревизию деятельности Департамента осуществляют уполномоченные администрацией региона органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством.
Реорганизация и ликвидация Департамента осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании постановления администрации региона.
Департамент социальной защиты населения имеет в своем подчинении нижестоящие органы – районные, городские.
Структура органов социальной защиты населения субъектов РФ (территориальных органов социальной защиты населения) может состоять из отделов, подотделов, секторов и прочего.
Общее руководство и координацию деятельности учреждений, предоставляющих населению различные формы социального обслуживания, на районном (городском) уровне осуществляют соответствующие органы социальной защиты населения. Местные органы социальной защиты населения осуществляют непосредственную работу по созданию таких учреждений и осуществлению практической деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической