8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
в ХХI в.
Одним из существенных обстоятельств ХХI века, замедляющих развитие теории социальной работы является проблема научного статуса. Социальная работа не внесена в номенклатуру научных специальностей (не является научной отраслью), поэтому диссертационные исследования, освещающие те или иные проблемы социальной работы, выполняются в таких научных отраслях как экономика, педагогика, социология, философия, медицина, психология. Данное обстоятельство затрудняет становление единого понятийного поля, развитие научных школ социальной работы. Выпускники специальности «социальная работа» имеющие склонность к занятию научно-исследовательской деятельностью вынуждены встраиваться в смежные научные специальности, и работать на развитие именно этих сфер научного знания.
Проблема методологической культуры и качества профессионального образования по специальности «Социальная работа». Последовательное следование методологии является результатом определенной культуры научной и образовательной деятельности. Поэтому для формирования стройных научных концепций, последовательно реализующих тот или иной методологический подход к пониманию социальной работы необходимо время, за которое несколько поколений исследователей, преподавателей теории и истории социальной работы могли бы решить эту задачу.
Проблема производства, хранения и переработки технолого-методического знания. Основная масса работающих ныне специалистов социальной работы, люди, не имеющие специального образования, следовательно, обобщение опыта в рамках более или менее однородного терминологического аппарата затруднено. Кроме того, на данный момент можно констатировать отсутствие центров методической работы, которые могли бы обеспечить накопление и обработку передового опыта практической деятельности.
Анализ ситуации сложившейся в науке о социальной помощи и защите населения позволяет выделить три ориентира развития теории социальной работы.
Институциональный ориентир развития теории социальной работы предполагает формирование пространства общения теоретиков в сфере социальной работы, организация взаимодействия социальных философов с представителями иных междисциплинарных научных специальностей социальных психологов, социальных педагогов, исследователей социальной истории, экономики и социологии. Таким пространством могут быть научные конференции по теории и методологии социальной работы, издание журнала соответствующего профиля. Кадровый ориентир- повышение квалификации работающих в социальных службах специалистов объективно будет происходить за счет смены поколений работников, в случае поддержания высоких требований к профессиональной квалификации. Существенную роль в ускорении процесса развития кадров могли бы сыграть нормы регулярного повышения квалификации работающих специалистов в определенных учебных центрах. Организационный ориентир – формирование групп исследователей, создание методических служб, методических кабинетов на уровне субъектов федерации. Эффективность деятельности в рамках названного ориентира обусловлена наличием заказа со стороны органов управления социальной защитой населения, повышением требований к научной обоснованности методик и технологий, стимулированием инновационной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения. Интеграция научного и учебного, теоретического и практического знания. В первое десятилетие существования социальной работы как самостоятельной профессиональной сферы теория социальной работы как отрасль научного знания достаточно сильно отстала от теории социальной работы как учебной дисциплины. Эти парадоксально сложившиеся обстоятельства являются помехой в развитии и учебного, и научного знания. Разрешение данного противоречия зависит от уровня требований, предъявляемых к качеству преподавания в вузах.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической