4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
Необходимость мотивирования труда сотрудников организации является прямым следствием разделения труда в условиях совместной деятельности, отчуждения субъекта от конечного результата. Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение сотрудников организаций, осуществляющих социальную работу, образуют мотивационную структуру их личности, которая достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна, что обуславливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностями и т.д.
Мотивация – это процессы внутреннего и внешнего побуждения каждого человека и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Обобщенная схема механизма мотивации включает в себя несколько этапов:
1) возникновение потребности (нужды, необходимости);
2) возникновение внутреннего побуждения – мотива (осознанного личностного побуждения к деятельности) и внешнего побуждения как способности выбранного объекта удовлетворить потребность;
3) формулирование цели (осознанно выбранного средства для удовлетворения потребности);
4) деятельность как форма поведения, в которой раскрываются способности личности;
5) результат деятельности по удовлетворению потребности (полное, частичное удовлетворение, отсутствие удовлетворения).
В современной теории управления все теории мотивации, как попытки науки в обобщенной форме дать толкование тем мотивам, которые свойственны людям и побуждают их к совершению действий или выбору альтернативы поведения, подразделяются, соответственно, на содержательные (Маслоу, Альдерфер, Герцберг, МакКлелланд) и процессуальные (теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера).
В процессе создания систем стимулирования труда сотрудников организации необходимо учитывать следующие принципы:
-
системы стимулирования должны быть ориентированы не на часть потребностей человека, а на все присущие ему типы и виды потребностей;
-
они должны адекватно выявлять и учитывать реальный вклад каждого исполнителя в итоговый результат и обеспечивать стимулирование, пропорциональное этому вкладу.
Руководитель может сформировать мотив труда, если:
- в его распоряжении имеется некоторый набор благ, соответствующий потребностям его подчиненных;
- он способен объяснить работнику, какие трудовые усилия необходимы для получения этих благ;
- трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности;
- у работника существует уверенность в том, что получение блага реально.
К наиболее значимым мотивам, определяющим трудовое поведение человека относятся: мотивы обеспечения, мотивы призвания и мотивы престижа.
В реальной практике для побуждения сотрудников к деятельности руководителям учреждений системы социальной работы приходится использовать различные стимулы, которые подразделяются на экономические и неэкономические. Суть экономических стимулов состоит в том, что все люди в результате выполнения конкретной работы, получают определенные выгоды, которые, в свою очередь, повышают их благосостояние. Выгоды могут быть прямыми, например, денежный доход (оплата по тарифным ставкам или окладам; доплаты и компенсации; надбавки; премии; социальные выплаты и другое) и/или косвенными, облегчающими получение прямых выгод (страхование жизни, медицинские программы, кредитование, программы гибкого рабочего времени и т.д.).
Положительное влияние неэкономических стимулов на мотивацию сотрудников социальных учреждений разнообразно. Вследствие недостаточной финансовой обеспеченности российских организаций системы социальной работы использование неэкономических стимулов (социальная мотивация) в процессе управления человеческими ресурсами чрезвычайно актуально. К неэкономическим стимулам трудовой активности относятся организационная культура, наличие системы оценки деятельности и обратной связи, повышение квалификации сотрудников и связанное с ним продвижение по службе, командная работа, внутриорганизационные коммуникации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической