logo search
202056_0DB76_basov_n_f_socialnaya_rabota_otvety

8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе

Ролевые позиции специалиста по социальной работе - модель поведения специалиста, выполняющего определенные функции во взаимодействии с клиентом. В теории социальной работы существует два подхода к определению содержания и структуры ролевых позиций специалиста. Первый подход основан на выделении моделей по критерию доминирующей функции специалиста по отношению к клиенту. Например, Е. И. Холостова выделяет ролевые позиции:

Второй подход связан с выделением ролевых позиций по критерию особенностей характера взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента. Так, Г. П. Медведева предлагает рассматривать следующие ролевые позиции - доминирующий специалист, доминирующий клиент, равноправные партнерские взаимоотношения.

В случае доминирующего специалиста диапазон отношений социального работника к клиенту размещается между отношениями покровительства до диктата. Отношения носят субъект-объектный характер, где субъектом выступает специалист, а объектом - клиент. При этом специалист нарушает право клиента на свободу выбора и может способствовать ухудшению психологического самочувствия клиента, лишая его возможности проявлять инициативу.

При построении взаимоотношений из ролевой позиции «доминирующий клиент» формируется презумпция «клиент всегда прав», что недопустимо теоретически и невозможно практически, поскольку система социальной защиты обладает ограниченными ресурсами, которые могут быть предоставлены клиентам с учетом их потребностей, возможностей общества и в соответствии с принципом социальной справедливости. В таком случае специалист перестает быть субъектом отношений и взаимодействия, а становится инструментом или средством, при помощи которого клиент достигает своих целей.

Равноправные партнерские отношения наилучшим образом отвечают интересам клиента, социального работника и общества в целом. В этом случае социальный работник и клиент не только совместно обсуждают проблему и возможные пути ее решения, но и обоюдно принимают участие в решении поставленных задач. Отношения сотрудничества повышают веру клиента в собственные силы, заинтересованность не только в результате, но и в самих действиях, развивают его инициативу и творческие способности.