logo search
202056_0DB76_basov_n_f_socialnaya_rabota_otvety

3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1

Особое значение для понимания эволюционного процесса благотворительности в Рос­сии имеет рассмотрение (характеристика) первых законодатель­ных актов, которые закрепляли сложившуюся уже практику помощи. Еще в 996 г. великий князь Владимир издает устав (или Закон), в котором определялся порядок общественного призрения.

В царствование великого князя Ивана Васильевича (Иван III) в 1498-1499 гг. были собраны все прежние грамоты и установле­ния, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь бедным. Сделаны первые попытки классифи­цировать нищих «по их нуждам».

Решительные шаги в рассматриваемом направлении были сде­ланы при Иване IV (Грозном). В начале своего правления он по­велел составить новые законы, которые впоследствии издал. На основе этих законов жили до времен царя Алексея Михайловича. Важно подчеркнуть, что многие статьи законов были специаль­но посвящены благотворительности.

Следует отметить, что более целенаправленной становится государственная политика призрения в период правления рома­новской династии. Первый из Романовых - царь Михаил Федо­рович (1613-1645 гг.) - учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, затем Монас­тырский приказы. При царе Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) был создан специальный Приказ строения богаделен (1670 г.) Широко развернулась работа в рассматриваемой направлении в период царствования Федора Алексеевича, восшедшего на пре­стол в 1678 г. По его приказу были построены богадельни в Мос­кве, царь простил казенные недоимки и облегчил подати. Госу­дарственный подход к вопросам призрения был заметен и по время совместного царствования Иоанна и Петра. Об этом говорит факт принятия Указа от 30 ноября 1691 г., который был подтвер­жден через три года.

Активное преобразование общественного призрения в систе­му происходит в период правления Петра I (I689-I725 гг.). Она включила в себя все основные направления этой деятельности: назначение помощи в соответствии с нуждой; царь указывал на необходимость предупреждения нищеты, как лучшего способа борьбы с ней; принимались решительные меры по регулирова­нию частной благотворительности, совершенствованию государственных органов призрения и изыскивались необходимые для этого средства. Следует обратить внимание на тот факт, что после смерти Петра I энергичный подъем внимания к проблеме общественного призрения пошел на спад. Об этом говорит наступление законодательного затишья.

Однако данный факт еще не означал, что государственная политика в области призрения была свернута. Так, императрица Елизавета Петровна (1741-1761 гг.) немало внимания уделяла помощи немощным и крайне нуждающимся. Она требовала строительства богаделен в губерниях, возложив их содержание на Статс Контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о «прокормлении» получивших увечье, больных и преста­рых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих (Указ от 13 января 1760 г.).

В целом можно сделать вывод о том, что принятые в рассматриваемый период правительственными структурами меры социальной сфере свидетельствовали о начале формирования в России государственной системы призрения. Меняется и сама философия помощи. Ее основные положения раскрываются не только в трудах Отцов и Апостолов церкви, но и в государственных документах, которые пополняются административными и юридическими терминами. Особенностью является и то, что постепенно изменяется отношение к нищенству. В нем теперь видят состояние образа жизни человека, которое противоречит общественным представлениям.