Основные понятия
АНКЕТНЫЙ ОПРОС – один на основных методов опроса, применяемый в социологических исследованиях.
ВЕРИФИКАЦИЯ – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем их сопоставления с наблюдаемыми объектами.
ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – часть, элементов генеральной совокупности, отобранная при помощи специальных методов для эмпирического исследования.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – множество элементов, имеющих какуюлибо общую (или общие) четко определенную (или определенные) характеристику, указывающую на принадлежность к данной системе.
ГИПОТЕЗА – предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.
ДЕДУКЦИЯ – вывод по правилам логики; цепь умозаключений, рассуждений, звенья которой взаимосвязаны отношением логического следования. Начальными посылками дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений. Поэтому дедуктивный анализ – переход от общих посылок к частным, более конкретным.
ИЗМЕРЕНИЕ – процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в некотором масштабе или шкале.
ИНДИКАТОР – доступная для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта.
ИНДУКЦИЯ – переход от умозаключения па основе фактов к общему утверждению – гипотезе, теории, т. е. от конкретного к абстрактному.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ – истолкование, уточнение сущности и смысла понятий.
КВАНТИФИКАЦИЯ – совокупность методов и свойств количественного описания объекта анализа при помощи признаков (переменных, показателей, индикаторов), характеризующих степень устойчивости указанных свойств.
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ – выработка системы понятий и построение теоретической модели изучаемого объекта и предмета исследования.
КОНЦЕПЦИЯ – понимание, трактовка каких-либо явлений, цроцессов.
287
МЕТОД – способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования.
МЕТОДИКА – совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации.
МЕТОДОЛОГИЯ – совокупность процессов выработки социологами абстрактного образа изучаемой проблемной ситуации.
ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – область социальной реальности, па которую направлен познавательный интерес исследователя.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ – совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в копкретпо-социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы (индикаторы), способные в совокупности описать их содержание.
ПОКАЗАТЕЛЬ – доступная наблюдению и намерению характеристика изучаемого объекта, например поведение, мнения, взгляды, оценки и т. д. опрашиваемых.
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения поставленной проблемы.
ПРЕСТИЖ – уважение, которым пользуется кто-либо и обществе, коллективе, группе и т. д.
ПРИЗНАК – характеристика (или свойство) предмета анализа, которая может быть подвергнута наблюдению и измерению.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – противоречие, возникающее в социальной реальности, требующее научного осмысления для принятия действенных мер по его разрешению.
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – документ, содержащий методологические и методико-технические предпосылки научного поиска ответом на вопрос, поставленный и социологическом исследовании.
РАНГ – порядковое положение на шкале измерений, которому присвоен конкретный номер.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ – свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – научный процесс выработки новых социологических знаний на основе теоретических или эмпирических данных, один из видов познавательной деятельности социолога. Наиболее рас
288
пространенная классификация исследований: фундаментальные, прикладные, количественные, качественные, уникальные, комплексные.
СТАТУС – правовое, социальное положение субъекта и обществе, общности, социальной группе.
СТРАТА – слой в социальной структуре общества.
ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность специальных приемов, конкретных познавательных операций, представляющих тот или иной метод сбора социологической информации. Техника включает в себя и обработку, и анализ информации (например, изучение общественного мнения с помощью анкетного опроса).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – конкретный результат, который намерен получить социолог по завершении работы. Задачи исследования – круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный (целевой) вопрос исследования.
- В. Харчева
- Глава 1. Методология социологического познания
- 1. 1. Предметная область социологии
- 1. 2. Категория «социальное» в предметной области социологии
- 1. 3. Междисциплинарный характер социологического знания
- 1. 4. Понятийный аппарат социологии
- 1. 5. Социальный мир, социальная реальность
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 2. От социальной мысли к социологической теории
- 2. 1. Краткий исторический экскурс
- 2. 2. Социальные представления в древней индии
- 2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства
- 2. 4. Социальные теории в древней греции
- 2. 5. Социальная мысль от средневековья к новому времени
- 2. 6. Социологическая мысль в россии XVII-XVIII веков
- 2. 7. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Зарождение и становление социологии как науки
- 3. 1. Основатель позитивизма огюст конт и его последователи
- 3. 2. Позитивистское направление в российской социологии
- 3. 3. Психоаналитическая ориентация в социологии
- 3. 4. Психологическое направление в русской социологии
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Уровни и парадигмы социологического знания
- 4. 1. Современные социологические теории
- 4. 2. Парадигма социального факта
- 4. 3. Парадигма социального поведения
- 4. 4. Парадигма социальных дефиниций
- 4. 5. Парадигма детерминизма
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основные социологические понятия
- 5. 1. Личность Природа или среда?
- Понятие личности
- Социальные ориентации и установки
- Социологические концепции личности
- 5. 2. Социальные взаимодействия
- Уровни социальных взаимодействий
- Социальный конфликт
- 5. 3. Культура
- Основные функции культуры
- Основные компоненты культуры
- Взаимодействие культур
- 5. 4. Социализация личности Социализация как способ включения индивида в социальную среду
- Возрастные этапы и критические периоды социализации
- Формы и механизмы взаимодействия
- Процесс социализации в первичных и вторичных группах
- Управление процессами социализации
- 5. 5. Социальные группы и общности
- Основания классификации социальных групп
- Малые группы
- Размеры малой группы
- Нормативное поведение и групповая сплоченность
- Лидерство и авторитет в группе
- Социальные общности
- 5. 6. Социальный институт как форма организации социальной жизни индивидов
- Социальные отношения
- Социальные институты
- Семья как социальный институт
- 5. 7. Социальные системы и социальные организации
- Социальная система и ее структура
- Граница системы и ее внешняя среда
- Типы социальных взаимодействий между подсистемами
- 5. 8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Социальное поведение
- Норма и патология
- Социологические подходы к объяснению преступности
- Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
- Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
- Личность преступника
- Классификация преступников
- Социальная коррекция преступного поведения
- 5. 9. Социальная стратификация – социальное неравенство
- Основания стратификации в различных научных концепциях
- 5. 10. Социальные изменения
- Действующие силы социальных изменений
- Источники социальных изменений
- Уровни и характер социальных изменений
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Прикладное социологическое исследование
- 6. 1. Методологические основы социологического анализа
- 6. 2. Программа социологического исследования
- 6. 3. Измерение в социологии
- 6. 4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации
- 6. 5. Объяснение социологических данных
- Основные понятия
- Контрольные вопросы
- Приложение. Примерная модель анкеты социологического исследования центр социологических исследований Уважаемый руководитель вуза!
- Москва, 1996 г.
- 6. Какова доля поступлений от обучения на коммерческой основе иностранных студентов в сопоставлении с бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?
- 7. Какова годовая стоимость обучения (и среднем) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?
- 8. На каких условиях, по Нашему мнению, должны обучаться и российских вузах студенты из стран Балтии и снг?
- 9. Какой должна быть минимальная годовая стоимость обучения одного иностранного студента в России?
- 27. Каков механизм набора иностранных студентов на учебу в Ваш вуз?
- 28. Нуждается ли Ваш вуз в создании единой информационной базы по вопросам обучения иностранных студентов?