logo search
2 семестр 4

3. 2. Позитивистское направление в российской социологии

Как мы показали в предыдущих разделах учебника, социальная теория и социологическая мысль, особенно в России, развивались не только в рамках различных наук, но и в художественной и публицистической литературе. Не случайно ряд исследователей истории социологии предлагают выделить в зарождении социологии в России так называемый «публицистический» период. Работы Ф. М. Достоевского, В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, и многих других передают нам глубокие социально-философсские обобщения и социологические воззрения на социальный мир и человека в обществе. Самобытные русские характеры, мир социальных контрастов, поиски общественной и человеческой гармонии, тончайший психологизм и

79

гуманизм не только олицетворяют социальные проблемы эпохи, но и показывают пути их решения. Поэтому Г. В. Плеханов называет Белинского «гениальным социологом», «самой светлой головой между русскими писателями».

Фактическое знакомство российской общественности с идеями Огюста Конта относится к 1865 году, когда появились статьи Э. К. Ватсона в «Современнике» и Д. И. Писарева и П. Л. Лаврова в «Отечественных записках». У истоков отечественной социологии стояли такие крупные исследователи, как М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, Н. К. Михайловский, С. И. Южаков, П. А. Сорокин и др.

Как и вся мировая наука, отечественная социология испытала на себе влияние социальной философии и разнообразных научных социологических школ и направлений. Выдающийся отечественный социолог Н. И. Кареев (1850-1931) отмечал, что под влиянием эволюционных идей Спенсера, Дарвина, Маркса русская социология пошла «по той дороге, которую перед новой наукой открыл Конт».

Распространение социологии в России имело не только гносеологическое значение, связанное с развитием нового научного направления, новой формы общественной мысли, но и общесоциальное, выражающее интересы национальной буржуазии и интеллигенции по реформированию существующих порядков. Поэтому не случайно социология получает права гражданства в России особенно после реформы 1861 года [3. 3]. Интенсивное развитие капиталистических отношений в России повлекло за собой бурные процессы индустриализации и урбанизации, что отразилось на социальной структуре общества. Идет активный рост рабочего класса и новых технических слоев интеллигенции, с мнением которой правительству приходится считаться.

Известный российский социолог М. М. Ковалевский (18511916) писал, что характерной чертой того времени был огромный интерес к социальным проблемам. « Мы без различия специальностей интересовались исключительно общественными вопросами, не выходя при этом нимало из среды чистой теории». Молниеносное распространение позитивистской социологии и явилось ответом на эту социальную потребность.

Таким образом, развитие социологии в России стямулировалось:

80

- социальным интересом интеллектуальных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества;

развитием капитализма, усложнением социальной структуры общества а ростом социальной мобильности населения;

развитием теорий гуманистической направленности, стремящихся помочь угнетенным людям; последнее, как мы уже отмечали, особенно наглядно проявляется в отечественной литерлтуре конца XIX века, жадно впитывающей всю социальную проблематику.

Хотя социология в России выступала с рядом оригинальных идей, имела большое число научных школ и направлений, у социологов долгое время не было специальных исследовательских учреждений, обязательных учебных курсов, научных журналов. В начале XX века ситуация существенно меняется. В интеллектуальных кругах общества социология ассоциировалась с наукой, дающей возможности разбираться «в общественных положениях и отношениях». Поэтому возрастающий к ней научный интерес не случаен.

В 1908 году была открыта первая кафедра социологии при Психоневрологическом институте. Возглавляли ее профессора М. М. Ковалевский, Е. Роберти, а затем П. Сорокин и К. Тахтарев. После этого ряд учреждений объявляют себя социологическими. Так, в 1919 году Социобиблиологический институт был преобразован в Социологический институт. Таким образом, в России шли активные процессы институциализации нового научного направления – социологии.

Российская социология этого периода характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением – во-первых, в ней идет процесс критического пересмотра гипотез и научных школ; во-вторых, выявляются взаимодействия между творческой эволюцией и биографией ученого и его творческими идеями. В связи с этим история социологии в России предстает перед нами как серия индивидуальных вкладов ученых, являющихся наличными данными, первичными фактами.

Как и во всей мировой социологии после О. Конта, в российской социологии идут процессы дифференциации социального знания, поисков его места в системе других наук. В социологической теории этого периода преобладали редукциоиизм и натурализм различных оттенков, объединенные общей

81

идеей, что детерминантой общественных отношений является психика человека.

Различия в этом постулате возникали лишь тогда, когда речь заходила о том, что определяет психическую природу человека. Представители субъективной школы вслед за Контом считали, что социальная среда лишь пассивно воздействует на природу человека. Объективизм стоял на позициях специфики природной среды при взаимодействии с личностью и возможности влияния человека на среду. Постепенно все биологические факторы стали рассматриваться в зависимости от социальных условий. Такой точки зрения придерживались М. Ковалевский и Е. Роберти. Дальнейшее движение в рамках позитивизма требовало отказа от некоторых контовских традиций. Е. Роберти, стоявший у истоков новых идей, назвал их неопозитивистскими.

Питирим Сорокин считал, что социальный мир – часть природы, и то, что называют разумом, составляет конечную трансформацию космической энергии. Поэтому законы социальности и нормы культуры входят в ряд законов вселенной и нисколько не исключают и не изменяют их. Отсюда задачу социологии он видел не в отражении и разложении конкретного мира как совокупности отношений и функциональных связей, а в факте взаимодействия, взаимоотношений особей [3. 3].

Эпоха неопозитивизма в России была связана прежде всего с решением общих методологических проблем, дискуссией вокруг предмета науки.

Понятие «социальное взаимодействие» использовалось многими русскими учеными: Н. Кареевым, Е. Котляковским, Е. Роберти и другими. Однако именно П. Сорокин подводит концептуальную базу под его собственно социологические интерпретации. Он рассматривает социальное взаимодействие как родовое понятие различных проявлений общественной жизни, которая представляет собой «системные комбинации взаимодействий разного толка». Именно это факт позволил П. Сорокину считать социальное взаимодействие универсальной моделью группы и общества в целом.

Питирим Сорокин отмечал, что вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов, и наоборот – комбинируя различные процессы

82

взаимодействия, мы можем получать любой сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями. Процессы взаимодействия являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории. На отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями религиозными, правовыми и научными. Он рассматривает три важных взаимосвязанных вопроса: структуру социального взаимодействия, его типологию и критериии; а также социальную интеграцию; обосновывает главное положение своей теории о том, что вся общественная жизнь состоит из взаимодействий индивидов.

Оценка индивидов дается Сорокиным с точки зрения их возможностей в приспособлении к внешней среде, т. е. наличия нервной системы и способности реагировать на стимулыраздражения, их физического, психического и социального полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих контакты, и т. п. Так как в социальной жизни людей существует бесчисленное множество различных взаимодействий, то встает вопрос их классификации, необходимой для их изучения.

Эти теоретико-методологические идеи были изложены в двух томах «Системы социологии», которые являлись начальным этапом задуманной Сорокиным многотомной работы. Он предполагал написать еще шесть томов, посвященных внутригрупповой дифференциации и расслоению социального пространства, т. е. стратификации и мобильности в процессе революций, когда структура общества серьезно перестраивается. К сожалению, эти тома появились за границей, так как П. Сорокин был изгнан из России. Эти работы принесли русскому ученому мировую известность и долгое время служили учебниками, прежде всего в американских университетах, были переведены на многие языки мира и способствовали оформлению и развитию социологии в разных странах.

К середине 30-х годов он приходит к выводу о пересмотре своих прежних подходов и меняет научную ориентацию. Сорокин стремился синтезировать все ценное, что, по его мнению, заключалось в позитивизме и антипозитивистских концепциях, но с ориентацией на «понимающую социологию», сосредо

83

точивающуюся на анализе значимых, смысловых моментов социальной жизни. Понимающая социология, берущая начало от идей философии жизни и неокантианства, превращается в одно из основных теоретико-методологических направлений западной социологии.

Каждый из этапов развития социологии отличался своими особенностями, в той или иной мере отражающими социальноэкономические отношения и духовный мир общества.