1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
Технология социальной работы – последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов клиента и достижение выхода из трудной жизненной ситуации. Профессиональное мастерство – сочетание личностно-деловых качеств и свойств личности специалиста по социальной работе, а также его знаний и опыта. Индивидуальная техника – совокупность умений и навыков специалиста по социальной работе, которая необходима для эффективного сопровождения клиента в целях преодоления его трудной жизненной ситуации. В соответствии с подходом Е.И. Холостовой, признаками технологии социальной работы являются:
-
Разделение процесса оказания помощи клиенту на этапы, включающие конкретные формы и процедуры;
-
Поэтапная координация действий специалистов, направленных на достижение результата;
-
Однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.
Технология социальной работы реализуется на основании следующих принципов:
-
Профилактической направленности;
-
Предоставления государственных гарантий в сфере реализации технологий социальной работы;
-
Обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех категорий клиентов;
-
Последовательности всех видов технологий социальной работы;
-
Преемственности всех видов технологий социальной работы;
-
Ориентации технологии социальной работы на индивидуальные потребности клиентов;
-
Ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за результативность внедрения технологий социальной работы.
Основными понятиями технологии социальной работы являются: методика (общая, конкретная, частная); формы социальной работы; методы.
Технология социальной работы представляет собой алгоритм действий специалиста, реализуемый с помощью методики (программ деятельности, правил осуществления процесса помощи, требований) в условиях социальной службы, учреждения социального обслуживания населения. Она всегда имеет методическое обеспечение. В социальной работе методика подразделяется на общую, конкретную и частную. Общая методика – это программа, включающая в себя цель работы, задачи, этапы, общее содержание, средства. К общей методике можно отнести: методику социально-реабилитационной работы в стационарном учреждении социального обслуживания населения, методику предоставления государственной помощи в нестационарном учреждении социального обслуживания населения и др. Конкретная методика – последовательность действий и способов взаимодействия с клиентом при реализации конкретной формы социальной работы: методика первичного приема, методика социального патронажа и т.д. Частная методика – это система правил, требований, предъявляемых к организации процесса оказания помощи конкретному клиенту, предполагающая эффективное решение частных задач, которые определяются специалистом по социальной работе для выхода из конкретной трудной жизненной ситуации. Примерами частных методик могут быть: методика развития навыков самообслуживания воспитанника социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, методика развития (или компенсации) умений и навыков социально-средовой ориентации инвалида и т. д.
Организационные формы содержания технологий социальной работы подразделяются на индивидуальные и групповые. К индивидуальным формам можно отнести: первичный прием, беседу, консультирование. Технологии социальной работы воплощаются в практику с помощью групповых форм: социального патронажа, семейного консультирования, фронтальной беседы, социального тренинга, занятий – практикумов, коллективно-творческих дел.
Технологии социальной работы применяются на практике с помощью следующих групп методов: организационно-распорядительных, психолого-педагогических, социально-экономических. Группа организационно-распорядительных методов – совокупность способов и приемов, с помощью которых устанавливаются правила внутреннего трудового распорядка в социальной службе, определяются рамки поведения руководителей (директора, заведующего отделением) и подчиненных (специалиста по социальной работе, социального работника), устраняются недостатки в профессиональной деятельности специалистов. К данной группе методов относятся: регламентирующие, распорядительные, дисциплинарные и другие методы.
Психолого-педагогические методы – совокупность способов и приемов, направленных на развитие личности клиента, формирование его активности и ориентированные на повышение его социально-психологической компетентности. Среди психологических методов различаются психопрофилактические и психокоррекционные.
Социально-экономические методы – совокупность способов и приемов, с помощью которых специалист по социальной работе содействует обеспечению клиента минимальным набором продуктов питания, непродовольственными товарами и услугами, необходимыми для сохранения его здоровья и жизнедеятельности.
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической