logo search
202056_0DB76_basov_n_f_socialnaya_rabota_otvety

7. Технология социальной реабилитации в социальной работе

Социальная реабилитация – комплекс методов и приемов, способствующих восстановлению социального статуса клиента, достижению его материальной независимости (самообеспечения). Социальная реабилитация реализуется с помощью двух взаимосвязанных направлений: социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации. Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения). Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов:

1) самообслуживания,

2) самостоятельности передвижения,

3) трудовой деятельности,

4) подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи. Во время проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности, происходит социально-средовая ориентация клиента. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, приобретая при этом опыт организации какой-либо деятельности (профессиональной, досуговой, общественной). Он постоянно встречается с жизненными ситуациями, из которых необходимо уметь найти конструктивный выход, обеспечивающий равновесие между поддержанием имеющихся межличностных отношений и сохранением собственной жизненной позиции.

Социально-средовая ориентация – это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Показателями социально-средовой ориентированности клиентов, будут являться: 1) умение взаимодействовать для достижения результатов деятельности; 2) проявление заботы о других, отзывчивости; 3) демократичность в общении; 4) умение планировать совместную деятельность в коллективе; 5) владение способами реализации определенных в ходе коллективного обсуждения планов. Специалист по социальной работе помогает клиенту найти способы выхода из проблемной ситуации, направляет его действия на достижение поставленных целей. Клиент учреждения социального обслуживания населения при преодолении возникшего затруднения должен: провести анализ проблемной ситуации; установить позитивные отношения с людьми, участвующими в данной ситуации; построить план по ходу выполнения действия; проводить самоконтроль по ходу выполнения действия. Разрешение проблемной ситуации предусматривает реализацию способностей клиента, его интересов. При разработке схемы выхода из ситуации специалист по социальной работе включает предложения клиента и обучает его алгоритму планирования деятельности. Социальная реабилитация, как интегративная технология, включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию, реализуемые в практике деятельности учреждений социального обслуживания населения единым образом, целостно, не исключая каждую составляющую.