8. Технология социальной терапии в социальной работе
Социальная терапия – совокупность приемов и техник, обеспечивающих воздействие на клиента с целью его включения в социальную среду; развития (компенсации) способностей; выравнивания (повышения) социального статуса. Данная технология основана на социальном принятии, признании, одобрении человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. В социальной терапии используются следующие приемы:
-
систематическое поощрение специалистом по социальной работе всех успехов клиента;
-
разработка методик и определение тех видов деятельности, где клиент может проявить свои способности, раскрыться, показать высокие результаты и быть успешным;
-
поддержка его инициативы в выборе видов деятельности, установлении отношений с окружающими людьми;
-
отказ от негативной критики действий клиента и его личности.
Социальная терапия проводится для клиентов, утративших социальный статус, признание и принятие обществом. Это могут быть граждане с ограниченными возможностями; клиенты, находящиеся в местах лишения свободы, женщины, пострадавшие от насилия. Результатом социальной терапии является восстановление ресурсов клиента, которые преобладали до возникновения трудной жизненной ситуации, а также их компенсация с помощью усиления оставшихся способностей и достижения высоких результатов в значимой для него деятельности. Средством социальной терапии является терапевтическая среда, которая создается и поддерживается специалистами по социальной работе в малых группах клиентов учреждения социального обслуживания населения. С помощью данных объединений происходит формирование определенных ценностных ориентаций (взаимная забота, эмпатия, взаимопомощь, поддержка), создается положительный эмоциональный фон и позитивные отношения. Социальная терапия проводится с помощью следующих направлений: арттерапия, сказкатерапия, ипотерапия, трудотерапия, смехотерапия.
Арттерапия представляет собой совокупность психо-коррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией. Арттерапия включает:
-
изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством);
-
библиотерапию (воздействие чтением);
-
имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);
-
музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (воздействие с помощью пения);
-
кинезетерапию (включает танцтерапию, хореатерапию, коррекционную ритмику – воздействие движениям) и др.
Специалист по социальной работе, осуществляющий арттерапию, специально подбирает – картины, музыку, литературные произведения. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для клиента условия, которые воздействуют на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают эмоциональное напряжение клиента. Занятие по социальной терапии состоит из следующих этапов: подготовительного, основного, заключительного.
-
1. Подготовительный этап. Специалист по социальной работе определяет состав участников, изучает особенности трудной жизненной ситуации каждого, выбирает направление социальной терапии, разрабатывает сценарий проведения.
2. Вводный этап занятия включает ритуал приветствия и планирования игр и упражнений. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику занятия. Инициатива приветствия вначале организации занятии по социальной терапии принадлежит специалисту по социальной работе. Планирование дальнейшей работы в группе (не более 5 человек) осуществляется с помощью следующих вариантов. После ознакомления с одной из техник работы с художественным произведением (рисование, лепка, театрализация) предоставляется каждому участнику свобода в творческом самовыражении, импровизация. Специалист по социальной работе здесь имеет возможность расширить результаты диагностики с помощью наблюдения за клиентом в условиях, приближенных к естественным. Второй вариант планирования занятия структурирован – здесь инициатива и разработка сценария принадлежит специалисту по социальной работе. Он информирует участников группы о порядке, содержании и последовательности форм социальной терапии. Данный вариант планирования необходим при формировании умений и навыков клиента, способствующих преодолению трудной жизненной ситуации. Специалист по социальной работе сообщает клиентам о цели проводимой формы социальной терапии, (это может быть игра, театрализованное представление и т.д.), ее значении для приобретения качеств, способностей, умений. Форма сообщения должна быть адекватна возрасту, понятна клиенту и включена в игровой контекст.
-
3. Основной этап занимает большую часть времени до (3/4 от всего занятия) и по своему содержанию представляет реализацию сценария, разработанного специалистом по социальной работе индивидуально или совместного с группой.
4. Заключительный этап занятия предполагает подведение итогов и обеспечение перехода из мира игры, сказки в реальную жизнь, где каждый человек несет определенную ответственность и имеет обязанности. Для подведения итогов участники рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями, мнениями. В заключении проводится заранее продуманный специалистом по социальной работе ритуал прощания, способствующий сохранению положительных эмоций у клиентов и формирующий у них желание придти на следующее занятие.
- Социальная работа
- Под ред. Доктора педагогических наук, профессора н.Ф. Басова
- Аннотация
- Предисловие
- I. История социальной работы
- 1. Истоки российского милосердия
- Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. Пол. XVIII вв.)
- 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра 1
- 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере
- 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в.
- 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
- 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)
- 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в.
- 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг.
- 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х - первой пол. 1980-х гг.
- 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. Пол. – нач. XxIв.)
- II Теория социальной работы
- Объект, предмет и категории теории социальной работы,
- 2. Теоретические парадигмы социальной работы
- 3. Проблема научной идентификации социальной работы
- 4. Объекты и субъекты социальной работы
- 5. Принципы и закономерности социальной работы
- 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
- 7. Проблемы эффективности в социальной работе
- 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- III Социальная политика
- 1. Сущность и принципы социальной политики
- 2. Субъекты и объекты социальной политики
- 3. Социальная политика и социальная безопасность
- 4. Социальное и правовое государство
- 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России
- 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства
- 7. Социальная политика в муниципальных образованиях
- 8. Система социального страхования в Российской Федерации
- 9. Государственная жилищно-коммунальная политика
- 10. Социальная политика государства в области здравоохранения
- 11. Социальная политика в области труда и занятости
- 12. Политика государства в области социального партнерства
- 13. Эффективность социальной политики
- IV Технология социальной работы
- 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
- 2. Технология первичного приема в социальной работе
- 3.Технология социального патронажа в социальной работе
- 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
- 5. Технология социальной профилактики в социальной работе
- 6. Технология социальной адаптации клиента
- 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе
- 8. Технология социальной терапии в социальной работе
- V. Профессионально-этические основы социальной работы
- 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы
- 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура
- 3. История становления ценностей социальной работы в России
- 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа
- 5. «Профессионально-этическоий кодекс социального работника России»: характеристика документа
- 6. Сущность деонтологии социальной работы
- 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе
- 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе
- 9. Этикет социального работника
- 10. Этические принципы социальной работы
- VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
- 1. Управление социальной работой как вид деятельности
- 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы
- 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы
- 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
- 5. Контроль как функция управления социальной работой
- 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы
- Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации
- 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации
- 10. Управление персоналом в системе социальной работы
- 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе
- 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
- VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- 1. Сущность прогностической деятельности в социальной работе
- 3. Технология проектирования в социальной работе
- 4. Технология моделирования в социальной работе
- VIII Семьеведение
- 1. Предмет, цель, задачи семьеведения
- Содержание
- VI Организация, управление и администрирование
- VII Прогнозирование, проектирование и моделирование
- XIV Социальная работа с военнослужащими,
- XV Содержание и методика педагогической